Деревня располагается на высоком кряже, который окружён тремя незамерзающими зимой ручьями. Это – Игрейка, Яймля и Бела Ручей. Два первых названия имеют финно-угорское происхождение, а Бела Ручей – это памятник природы священное место для жителей деревни. Своё начало ручей берёт у деревни Брус и через леса несёт свою чистую лечебную воду в реку Яймлю у деревни Гряда. До сих пор в этом ручье водится форель. Есть основание предполагать, что деревня получила своё название благодаря именно этим трём ручьям. Когда в Ручьевской школе был объявлен конкурс - «Каким ты представляешь себе герб нашей деревни?», почти на всех рисунках можно было увидеть сопку, на ней церковь, окружённую тремя ручьями. «Не река, а сорок три километра красоты, сверкающей плёсами, журчащими перекатами, благоухающей прибрежными лугами» - так пишет краевед К.В.Минутин о Яймле.
Первое упоминание деревни можно найти в летописи Деревской Пятины. Это было в 1495 году. Здесь находился погост Ручьевский великого князя, а на нем «церковь Николы Велики», дворы попа Семена, дьяка Васко, церковного сторожа Микифорика, проскурницы Анны. Погост – это административная единица в государстве, место сбора дани.
Места около деревни богатые и всегда давали стабильный доход, поэтому здесь издавна селились помещичьи роды. Сначала помещица. Федосия с сыном, дворянин Офромеев, Ивашко Истома в сельце Ручьи. В начале XX века земля деревни Ручьи принадлежала Софье Васильевне Шишмарёвой. Большой вклад в развитие образования в этой местности сделал помещик Сиротин. На его деньги в селе была построена начальная школа в1890 году.
История поселения. - VIII —XVII в.в.
Истоки деревни Ручьи скрыты в сказочных глубинах нашей истории. Люди стали здесь селиться еще до нашей эры. К сожалению, округа деревни Ручьи не исследована на археологические памятники каменного века. Основания для исследования есть. От деревни Лякова мимо деревни Гряда, идёт то расширяясь, то сужаясь загадочный лесной вал, длина которого около 6 км. Есть две версии его происхождения. Во-первых, это может быть смыв песка с таявшего ледника. Во-вторых, вал или гряда может иметь искусственное происхождение. Ом напоминает «змеевы валы», которые строили люди на юге Руси для защиты от врагов ещё до нашей эры.
С VIII века в этих местах стабильно селятся славяне. Это два племенных союза: новгородские словене и кривичи. Данное предположение сделано по оставшимся погребальным памятникам. В сопках, высотой в 2 метра своих предков хоронили новгородские словене, а в длинных курганах – кривичи. На территории деревни располагаются две сопки и четыре круглых кургана. Вероятно, где-то у реки находилось поселение, жители которого занимались подсечным земледелием, охотой, рыболовством, путешествием по рекам. Древние славяне были язычниками и поклонялись многим богам. Предположительно, рядом с поселением находилось древнее капище, т.к. сохранилось название горы – «Духоня». Именно здесь, жители современных Ручьёв каждый год жгут чучело Масленицы, провожая зиму, и просят при этом здоровья и благополучия. Именно здесь нисходит на человека благодать, может быть потому, что где-то рядом находился монастырь, но это лишь предположение.
Большие сопки – это родовые захоронения, а вот в маленьких курганах могли быть захоронены и именитые новгородцы. Кто-то из них служил князю Буревою, отцу Гостомысла, кто-то Рюрику, кто-то Ярославу Мудрому. В сопках нет золота и серебра, только прах и кости наших предков, их коней, да нехитрая утварь, черепки глиняной посуды.
Древняя сухопутная дорога проходила от деревни Старое Рахино (из Москвы) мимо деревни Ручьи на Усть-Волму. Это дорога «коняжь людь щико» т.е. дорога для всадников или княжеский большак впервые упоминается в берестяной грамоте №300 и относится к 1281-1299 годам. Может быть, эту дорогу прикрывала десятикилометровая гряда и сигнальные сопки. Ведь к Новгороду можно было добраться по реке Волма, а затем по Мсте, т.к. основные пути проходили по рекам. Именно по этой сухопутной дороге в 1475 году шёл Иван III на Новгород. Из летописи следует, что он останавливался на реке Волма 15 ноября 1475 года. Войска Ивана III проходили здесь ещё в 1569 году, при этом сожгли поселение в Крестцах.
Церковь Георгия Великомученика
В 1741 году в Ручьевском погосте была поставлена церковь «Великомученика Георгия», а культ покровителя путешественников Николы к этому времени оказался забыт. Это небольшое, компактное, вытянутое по длине строение, центральная часть которого состоит из четверика и трёх восьмериков, уменьшающихся по длине и высоте. Последний восьмерик несёт небольшую главу на шейке, средний же восьмерик – световой. Он имеет два окна в северной и южной стенах. С западной стороны пристроена ярусная, но покрытая шатром колокольня. Все помещения расположены по продольной оси: алтарь, помещение для молящихся, трапезная, колокольня, паперть, крыльцо. В трапезной ожидали начала богослужения. Здесь не было икон, потолки были ниже, чем в церкви, вдоль стен располагались скамьи.
В настоящее время с каждым годом всё больше и больше церковь разрушается. Необходимы средства для восстановления этого архитектурного памятника XVIII века.
Александр Алексеевич Граничнов - священник церкви Покрова Божьей Матери.
Александр Алексеевич родился в поселке Крестцы в семье священника благочинного Алексея Граничного, который служил Крестецком Екатерининском соборе. Александр получил духовное образование, так как с детства прислуживал в алтаре храма. У .него было два брата; Иван (служил в Екатерининском храме) и Павел (служил в храме Петра и Павла в д.Xолова).
Александр стал служить протоиереем в церкви Георгия Великомученика в деревне ещё до революции. Сразу он стал строить собор Покрова. Деньги на это благородное дело дал генерал-аншеф Бобриков. 1925 году храм был освящен. Это происходило при большом, стечении народа, на службе присутствовали 12 священнослужителей из числа высшего духовенства Новгородской епархии.
Отец Александр в совершенстве владел искусством проникать словом в души людей. Его проповеди были посвящены семейным отношениям, добру и злу, милосердию. Особенно он молился за души комсомольцев, которые сняли с церкви колокола и кресты.
Люди уважали батюшку, шли к нему со всеми запутанными узлами житейских дел, со всеми скорбями, душевной и телесной болью. В большие праздники он посещал верующих в других деревнях прихода, хорошо понимая чужое горе. У него рано умерла жена, было четверо детей, двое из которых, сын – Георгий и дочь – Вера были очень больны. Отец Александр имел своё хозяйство, где он трудился сам: 25 соток земли и 26 ульев пчёл. Мёд он продавал, а чаще раздавал больным.
На отца Александра поступали доносы в органы власти. Его обвиняли в том, что он принимал участие в контрреволюционном восстании 1918 года, когда был убит И.И.Соколов, что в своих проповедях выступает против союза «безбожников», против колхозов, против снятия колоколов. С 1925 года началась настоящая травля: его штрафовали, судили, когда прочитали донос о его связи с Троцким, совершили обыск.
Вскоре ручьевская ячейка вынесла постановление о передаче каменной Покровской церкви под клуб. Отец Александр отказался выполнить постановление и, без санкции прокурора, сразу был арестован. В Новгороде он пробыл три месяца, затем по решению особой тройки НКВД был приговорён к высшей мере наказания. Приговор был приведён в исполнение через неделю – 2 декабря 1937 года.
Сын отца Александра Георгий оставил службу в церкви, вступил в колхоз, но его всё равно арестовали и приговорили к 10 годам исправительных работ. Дальнейшая судьба Георгия неизвестна.
Лишь в 1956 году Александр Граничнов был реабилитирован.
О судьбе А. Граничнова рассказали старейшие жители деревни. Особую помощь оказала статья Лукашовой Валентины Фёдоровны.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии