Рассказывает Д. Зильманович, председатель совета ветеранов-однополчан 108-гвардейского штурмового авиаполка, почётный гражданин города Рава-Русская.
Пополнившись новыми боевыми самолетами ИЛ-2и летным составом, полк с 15 декабря 1941года вел боевые действия на Западном Фронте, внося свой вклад в разгром немцев под Москвой.
Выполняя задание Верховного Главнокомандования, полк сочетал боевую работу с получением и перегонкой самолетов - штурмовиков ИЛ-2 в Москву для пополнения других штурмовых полков, участвовавших в защите столицы
Командование, штаб и инженерная служба полка в период с 22 декабря 1941 года по 5 февраля 1942 года проделали большую работу по сбору личного состава и материальной части полка, разбросанных на аэродромах и точках - от Куйбышева до Подмосковья. Здесь, пожалуй, впервые в штурмовой авиации перебазирование инженерно - технического состава производилось не только с использованием задних, люков одноместных ИЛ-2, но и гандол шасси, в которых размещалось по одному человеку.
16 марта 1942 года полк получил приказ на перебазирование на Северо-Западный фронт. Здесь он вошел в состав второй ударной авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования и оказывал поддержку войскам фронта в их ожесточенных оборонительных боях с частями 16-й немецкой армии и резервами групп фашистских армий «Север», предпринимавшими попытки пробиться к своим войскам, окруженным в районе Демянска.
Ежедневно по два и три раза вылетали летчики на штурмовку живой силы, артиллерийских позиций, аэродромов, танковых и механизированных колонн, других видов боевой техники фашистов. Каждый из тех полетов представлял собой смертельную опасность.
Лишь боевой опыт и искусство вождениягрупп таких опытных командиров как Макаров, Останов, Богданов, Михайлов, Белышев, Якушев, Разломий позволяли отлично выполнять сложные и опасные боевые задачи с минимальными потерями. Самолеты приходили на аэродромбуквально изрешеченными нулями и осколками снарядов. Часто привести такой побитый в бою самолет и посадить его на свой аэродромстоило летчикам, больших усилий. А восстановить его как боевую машину, чтобы она завтра, а то и в тот же день вновь поднялась в воздух, могли лишь такие «золотые руки», какими являлись техники, механики, авиаспециалисты, старшие техники полка И. Кушнерёв и М Броун. Авиамеханики звеньев И. Рагулин, Денисенко, Н. Сачко, А. Новиков умело организовывали ремонт и восстановление повреждённых самолётов.
Каждый боевой вылет использовался для улучшения тактики боя. Нужно было так маневрировать в полете над целью, чтобы избежать поражений от мощной зенитной обороны и огня истребителей противника. Па Северо-Западном фронте к тому времени противник имел большое численное превосходство в авиации. Это выдвинуло на первый план проблему самозащиты штурмовиков.
В беседах и спорах рождались все вовне и новые мысли и идеи. Смекалистый, и уже зарекомендовавший себя в бою, смелым и находчивым старший сержант Василии Рябошапко, высказал мысль о том, что «Илы» могут сами себя прикрыть и защитить.
Нужно использовать такое построение штурмовиков, при котором четыре - шесть ИЛ-2 прикрывала бы пара «Илов» идущих сзади и выше основной группы.
Ценные предложения о том, как избежать потерь от истребителей противника при вылетах групп «Илов» без прикрытия истребителей, высказал также поступивший в полк лишь 10 марта, но уже успевший показать свой «волжский характер» младший лейтенант Ф. А. Жигарин.
Учитывая важность защиты задней сферы одноместного самолета ИЛ-2, в полку были оборудованы самодельные установки под пулемет. Закрепив ШКАС (авиационный скорострельный пулемет конструкторов Шпитального и Комарицкого) в заднем люке фюзеляжа, летали в качестве воздушных стрелков старший инженер полка, специалисты авиавооружения Г.М. Куперберг, И.М. Гуржий, Шевнин, механики и стрелки авиавооружения Кузьмин, Олейников, Постнов, комсорг полка Юрченко и другие, включая работников штаба.
Польза от принятых мер скоро дала свои результаты. В нашем полку герои-летчики первыми в ВВС доказали возможность прикрытия штурмовиков штурмовиками, вести бой на «Илах» и сбивать не только бомбардировщики и транспортные самолеты гитлеровцев, но и самолеты, истребители типа ME-110 и МЕ-109.
Зародилось это в нашем полку. «Однажды сержант Рябошапко, — писал генерал Д.Ф.Кондратюк в 1942 году в журнале «Вестник воздушного флота» № 11, —идя замыкающим в группе штурмовиков, был атакован самолетом МЕ-110, который после атаки проскочил вперед штурмовика. Рябошапко воспользовался удобным моментом и атаковал МЕ-110. В результате самолет противника загорелся и врезался в землю».
После этого сержант Рябошапко всегда ходил замыкающим и не только не боялся нападения на него с воздуха, но с нетерпением ожидал противника. Когда вся группа, выполняя задание, уходила от цели, Рябошапко специально задерживался для поисков немецкого самолета.
Примечательным был для Василия Рябошапко день 27 марта 1942 года. В составе четырех самолетов ИЛ-2 трижды вылетал он на уничтожение артпозиций и боевых порядков противника. «Над целью группа встретилась с двенадцатью самолетами противника, вступила с ними в бой, — указывается в наградном листе. В результате воздушного боя сбит бомбардировщик противника, подбито два самолета Ю-88. Тов. Рябошапко лично сбил самолет МЕ-110. Все наши самолеты невредимыми вернулись на свой аэродром».
1 апреля 1942 года в составе группы четырех самолетов Рябошапко вылетел на штурмовку войск противника. «Во втором заходе, - указывается в наградном листе, —самолеты ИЛ-2 подверглись атаке двенадцати МЕ-109. Истребительного прикрытия штурмовиков не было и им самим пришлось вступить в бой с превосходящими силами противника. Оттягивая «мессеров» на свою территорию, Рябошапко, отбивая атаки истребителей противника от впереди идущих самолетов, был атакован четырьмя ME-109 и, сражаясь, смело и мужественно, один против четырех отбил все атаки вражеских истребителей.
В этом воздушном бою самолет Рябошапко был сильно поврежден. Отважный летчик почти на неуправляемой машине, будучи сам раненым, привязал ручку управления приводом к прицелу, так как не в силах был ее удержать и благополучно привел самолет на свой аэродром.
3 апреля 1942 года мужественный летчик погиб, выполняя боевое задание.
21 июля 1942 года старшему сержанту Василию Яковлевичу Рябошапко за выдающиеся боевые заслуги Указом Президиума Верховного Совета СССР, присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
В развернувшихся в конце марта и в апреле кровопролитных боях противнику ценой больших потерь удалось прорвать фронт советских войск, окружавших его демянскую группировку, и образовать так называемый «рамушевский коридор». Напряженность возросла еще больше. В сложных метеорологических условиях при возросшей активности зенитной артиллерии и истребителей противника полк понес новые потери. 23 марта погиб старшина Г. П. Нейжмак, а 11 апреля - командир звена старшина Н. Д. Ефимов.
И, как бы ожесточаясь от сложностей и опасностей выполняемых задач, летчики полка показывают все новые и новые образцы мужества и геройства в сражениях с врагом. Настоящими воздушными бойцами показали себя в этих боях командиры эскадрилий Макаров и Богданов, их заместители Белышев и Михайлов, пилоты Вовкогон, Дранов, Жигарин, Дубинин, Сафонов и другие.
В канун Первомая в полк прибыл новый военком майор Николай Васильевич Панов. Тот Первомай был радостный, по-особому праздничный и запомнившийся. С радостью была встречена весть о награждении орденами и медалями Греськова, Махуна, Зильмановича, Вовкогона, Белышева, Жигарина, Никитина, Кушнерова, Мартьянова, Христенко, Болыхина, Запорожченко, Сибилева, Олейникова, Сачко. А 6 мая стало известно о новом награждении летчиков и технического состава, в том числе Василия Белышева орденом Ленина.
В исключительно трудных условиях выполняли свою тяжелую работу техники, механики и авиационные специалисты, готовя самолеты к боевым вылетам, ремонтируя поврежденные в бою. Эвакуация самолетов, ценившихся в то время на вес золота, производилась техсоставом не только с нейтральной полосы, но порой и с территории, занятой противником, если самолет, приземлившийся с убранными шасси, можно было восстановить для полетов. И все это выполнялось под почти беспрерывной (120 бомбежек за март - июнь 1942 года) бомбежкой. Лишь опыт, выдержка и мужество закаленных в полковой семье техников, механиков и авиаспециалистов Смирного, Степина, Кондратьева, Науменко, Балыхина, Христенко, Смирнова, Герасименко. Клевцова, Яковенко, Албула, Бондаренко, Поповича, Телятникова, Андгуладзе, Ганцева, Бойко, Амигуда, Лубинца, Мартыненко, Гольдберга, Митрофанова и других могли обеспечить постоянную готовность и безотказную работу матчасти в этот напряженный период.
Еще более интенсивными были боевые действия в апреле - июне. 3 апреля 1942 года боевой вылет четырех ИЛ-2 в составе Белышева, Ефремова, Вовкогона, Жигарина. Цель атакована отлично. На станции Валый разбит эшелон с людьми и боеприпасами. 5 апреля - боевой вылет в составе четырех ИЛ-2 (Белышев, Вовкогон, Дубинин, Ефремов) на перехват самолетов и атаку вражеских аэродромов в районе Демянска. Несмотря на прикрытие истребителей два МЕ-109 зашли группе в хвост. В том бою младший лейтенант Вовкогон сбил Ю-88, который тут же приземлился, а Ефремов зажег его на земле.
Радовали боевые походы Ивана Вовкогона, сбившего в одном вылете МЕ-109 и три фашистских транспортных самолета. За полком утвердилась слава передового штурмового авиаполка, а за Вовкогоном - лестное прозвище «фрицебой».
7 мая ,1942 .года он водил группу трех ИЛ-2, вновь прибывшего на фронт 567 штурмового авиаполка, на штурмовку артпозиций. При возвращении вышел на аэродром базирования гитлеровцев Хони, где обнаружил до 30 Ю-52. Выпустив на стоянке «юнкерсов» эресы и пушечный заряд, он зажег четыре самолета и, заметив в воздухе пятый, заходивший на посадку, сбил и его. Второй атакой Вовкогон сбросил бомбы и мешки с горючей смесью, за ним последовали и ведомые. Аэродром немцев был весь в огне. До 25 самолетов, склад с боеприпасами и много летного и технического состава были уничтожены.
Радовали и боевые успехи молодого летчика Федора Жигарина. Когда 25 мая 1942 года прибывший в полк генерал Д. Ф. Кондратюк обратился к летчикам с просьбой вылететь на штурмовку вражеского аэродрома (погода была нелетная), первым вызвался Жигарин: «Пожалуй, я полечу». Вылетел, дошёл до цели и в сложнейших метеорологических условиях выполнил задание. В этот раз он сбил в воздухе два Ю-52 и уничтожил на земле до четырех немецких самолетов. Вручая тут же после полета Жигарину орден Боевого Красного Знамени, генерал Кондратюк назвал его настоящим героем.
В тот же день с боевого задания не вернулся пилот Дубина. Гибель его, как и других семи летчиков за период боевых действий полка па Северо-Западном фронте, траурными строками записана в истории 299—108-го гвардейского штурмового авиаполка.
Война еще только подходила к исходу первого года, и перед полком вставали новые и еще более сложные задачи: продолжать боевые действия с минимальными потерями, овладеть ночными полетами на самолетах ИЛ-2, повышать свой вклад в разгром ненавистных немецко-фашистских захватчиков.
26 июня из полка ушел на должность заместителя командира дивизии Сергей Евменович Греськов и в должность командира полка вступил майор Леонид Сергеевич Макаров. А с 13 августа 1942 года полк уже участвовал в боевых действиях на Западном фронте.
Из архива Краеведческого музея
28 марта 2009 года
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии