Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Крестецкий период жизни Федора Кузьмича Сологуба

Анна Алексеевна Алексеева

 V Сологубовские чтения.

А.А.Алексеева МОУ "СОШ №2"
 
Крестцы в поэзии Сологуба
Введение
Чтобы любить свою Родину, гордиться ею, а это и есть патриотизм, нужно ее узнавать.
Память поколений и нации сохраняется в облике книг, и там, где из поколения в поколение передается народная мудрость. Эта преемственность может прерваться, если мы не будем изучать, обращаться к истокам, не научимся ценить прошлое, настоящее, чтобы строить будущее.
Сегодня интерес к историческому прошлому не ослабевает, ведь исторический облик нашего края сохранен в облике книг, архитектуре, в песнях и т.д.
Литературный материал о Крестцах не может не вызывать интерес у тех, кто любит свой край.
Крестцам крупно повезло, что здесь жил один из крупнейших русских поэтов конца XIX – первой трети XX века и один из наиболее плодовитых стихотворцев Федор Кузьмич Сологуб (настоящее имя и фамилия Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927).
При его жизни было издано 18 оригинальных сборников и несколько томов стихов в собрании сочинений.
Федор Кузьмич Сологуб – один из основоположников русского символизма – считал себя декадентом.
И перед автором этой работы стоит проблема раскрытия имени писателя, плохо знаемого и неизвестного массовому читателю.
Федор Кузьмич Сологуб – поэт и философ, педагог и мастер прозы, драматург и критик, редактор и переводчик сумел ярко проявить себя и создать столько мудрых слов, дать ряд широких картин русской жизни и показать прелесть старинной русской жизни.
Многие тексты Федора Кузьмича Сологуба содержат бытовые и жанровые зарисовки, сюжеты из повседневной жизни в Крестцах и рассказы об интимных переживаниях юного Федора Кузьмича Сологуба, тем самым расширяют наши знания о молодых годах поэта.
В эти годы Сологуб осознал, что противостоять косности, варварству и обывательщине  он сможет лишь при помощи знаний, а спасаться от безобразия жизни – творчеством.
В цикле «Из дневника» собраны стихотворения автобиографического содержания, объединенные темой телесных наказаний, из них 17 стихотворений написаны в крестецкий период жизни и 88 неизданных стихотворений крестецкого периода, первая обширная публикация которых состоялась через полвека после его смерти.
В этот период закончена поэма «Одиночество», готовятся черновые наброски, планы, материал крестецких событий к роману «Тяжелые сны».      В силу выше сказанного, проблема раскрытия имени писателя, его творчества крестецкого периода весьма актуальна и вызовет интерес слушателей и читателей.
                              
 
Определение актуальности темы
 
      Исследовательские данные о тематике, интенсивности версификаторских упражнений в его раннем творчестве не обнаружены. 
      
                                       
Научная новизна
 
       Предполагается  получить сведения об изображении бытовых деталях писателя крестецкого периода  и как бытовые подробности стали предметом поэзии.
 
Практическая значимость
 
      Изображение бытовых подробностей в поэзии Федора Кузьмича Сологуба позволит проанализировать жизнь и истоки его творчества крестецкого периода.
 
Цель работы:
Реконструировать историко-культурное пространство крестецкого периода Федора Кузьмича Сологуба.
 
Задачи:
1. Определить произведения крестецкого периода
2. Изучить и исследовать творчество Федора Кузьмича Сологуба в крестецких период жизни    
3. Выявить истоки творчества крестецкого периода
4. Разработать критерии отбора материала для исследования  
 
                                  
Методы исследования
 
1. Анализ литературных источников
2. Исследование речи на сологубовских чтениях научного сотрудника М.М. Павловой в районной библиотеке п. Крестцы
3 Сравнительный анализ исследовательских работ о Федоре Кузьмиче Сологубе.
4. Изучение исследований известных науке.
5. Почерковедческая экспертиза
6. Фотофиксация объектов
                               
                                 
Организация исследования
 
       На первом этапе исследования изучались литературные источники по данной теме.
      Нами было проанализировано семь литературных источников.
      Целью второго этапа исследования – опрос старшеклассников и учителей средней школы № 2 п. Крестцы.
   
Теоретический анализ
и обобщение литературных источников
    
        Разыскания М.М. Павловой сосредоточились вокруг первых двадцати лет писательской деятельности Федора Сологуба - с момента вступления в литературу (1884) до  завершения  работы над романом «Тяжелые сны» (3).
                       
Генеологической таблица Федора Сологуба 
       Федор Сологуб родился 1 марта (17 февраля ст. ст.) 1863 года в Петербурге в семье портного. Отец писателя Кузьма Афанасьевич Тетерников (Тютюнников) был портной. Умер от чахотки, когда сыну было четыре года. На всю жизнь у Сологуба сохранилось самое светлое воспоминание об отце. 
        Мать писателя, Татьяна Семеновна, была из крестьян Гатчинской волости Санкт – Петербургского уезда. После смерти мужа она поступила прислугой в дом Агаповых, в котором прошло детство и юность Феди Тетерникова и его младшей сестры Ольги.
       В семье царили беспросветная нужда и дикость матери. Татьяна Семеновна «при всей своей любви и самоотверженности по отношению к детям была строга и взыскательна до жестокости, наказывала за каждую оплошность, за каждое прегрешение, вольное и невольное: ставила в угол на голые колени, прибегала к розгам – за грубость, за шалости, за опоздание в исполнении поручений, за испачканную одежду» 6
      Непременным условиям воспитания было хождение босиком, иногда до глубокой осени.
      Позднее в статье «О телесных наказаниях» (октябрь 1893) Сологуб писал по этому поводу:
- Телесное наказание – одно из средств закаливания… Сюда же относится также и обязательное хождение босиком. Я сам до двадцати шести лет дома всегда был босой, даже когда приходили ученики; а первые три года учительства, с разрешения (вернее, приказания по просьбе матери) директора, на уроках в училище постоянно был босой. Сначала было стыдно, но скоро привык. Летом в Крестцах и Великих Луках почти никогда не обувался ¹ 
     Суровым обращением мать стремилась привить сыну христианские добродетели. Когда стоял на коленях, его бранили, он принимал все укоры как заслуженные.
     Мазохистский темперамент понуждал его стремиться к боли и унижению, провоцировать мать наказывать его, что в конечном результате привело к развитию у него садомазохистского комплекса, сказавшего в его творчестве. Близкое участие в воспитании Федора принимала Галина Ивановна Агапова.
     После окончания института Сологуб получил место учителя в уездном городе Крестцы Новгородской губернии.
     Переезд из Петербурга в Крестцы состоялся в августе 1882 года и был первым в жизни писателя путешествием по России.
      Первые крестецкие впечатления сильно удручали недавнего петербургского студента. Обеспокоенная его душевным состоянием и новым окружением, Галина Ивановна напутствовала:
… будь, мое сокровище, осторожнее на знакомства, несчастная провинция и глушь портили людей <…> с самого начала давай отпор: не пью, не играю, и тогда тебя оставят в покое ²
      Карьера молодого преподавателя и его жизнь в провинции складывалась действительно неблагоприятно и безрадостно. Об этом свидетельствует его доверительная переписка с институтским наставником Василием Алексеевичем Латышевым 4,  11 декабря 1883 года он писал Латышеву из Крестцов:
… Учитель в провинции зачастую обречен на умственное и нравственное одиночество  <…> Наивная юность ищет настоящей жизни. Не внести ли эту жизнь хотя в школу? Ведь это – то и было мечтою – внести жизнь в школьною рутину, внести семена света и любви в детские сердца.  <…>
   Для учителя в школе есть много отрадного, но много наряду с этим, грубого и жестокого, фатально неизбежного.
<…> Ученики зачастую как - то злы и дики, приводят в отчаяние своею глубокою развращенностью. Чтобы они слушались, надо чтоб они боялись. Забыто наказание, забыто и послушание. Домашняя обстановка – нищета, жестокость. Ученик шляется под окнами и выпрашивает куски хлеба – есть нечего. Пришла ярмарка, шатаются по лавкам, отыскивают, где бы стянуть…<…>
     Со стороны начальства самостоятельность взглядов и реформаторский пыл молодого учителя не встретил поддержки, своими действиями навлек на себя немилость.
     «Мои Крестецкие дела складываются как – то нехорошо, - писал он Латышеву 7 января 1884 года. <…> - Я изведал сладость клеветы, озлобленности, тайных подкопов и интриг – вещей, с которыми не умел, да чаще не хотел бороться: грязью играть, руки марать. - Не знаю, как и выбраться из Крестец, а оставаться и «скучно и грустно 5 и наконец и опасно». 6
     Напряженная атмосфера окружила Сологуба в стенах школы и в домашнем кругу. Он оставил многочисленные стихотворные записи, наподобие такой: «День безмятежно золотой. / Моими воплями ты встречен. / На кухне горькою лозой./ Сегодня я опять был сечен…» (14 июня 1885)
     Значительная часть стихотворений о перенесенных наказаниях была написана в 1882-1892 годах. Часть из них Сологуб объединил с более поздними текстами, касающимися той же темы в цикле «Из дневника». Однако о сечении розгами он продолжал писать и позднее, практически всю свою жизнь. Несмотря на возможный элемент самооговора или патологической фантазии (учителя раздевали, привязывали и секли при учениках в классе или на школьном дворе, секли не только школьные надзиратели, но и ученики по их поручению или по просьбе матери в участке или в бане, секли соседки и т.д.) 7 автобиографический подтекст стихотворных записей цикла «Из дневника» несомненен. Его подтверждает содержание переписки Сологуба с «бабушкой» и сестрой.
      В основу романа «Тяжелые сны» (4) легли реальные события, невольным участником и свидетелем которых довелось быть автору.
      В апреле 1885 года в письме В.А. Латышеву Сологуб поведал о конфликте произошедшем у него в Крестцах с сослуживцем Алексеем Петровичем Григорьевым и педагогическим коллективом Крестецкого училища (вследствие этих событий писателю пришлось просить Латышева о переводе в Великие Луки).
 
Крестцы и его жители в романе «Тяжелые сны» (1)
     
       Все действующие герои романа взяты из крестецкой среды. Ее действующие лица послужили прототипами героев романа: учитель 3-го класса Григорьев – Молина, Сологуб и Татьяна Семеновна Тетерникова – Шестово и его тетки, Алексея Степановича Мотовилова писатель «слепил» из двух братьев Розенбергов 8. Прототипом Галактиона Васильевича Крикунова был учитель – инспектор Крестецкого училища Александр Николаевич Бальзаминов 9 , по прозвищу «Сосулька». Законоучитель Остроумов выряден в образе отца Андрея 10.
       Первоначально наброски к роману были выполнены в Крестцах в 1883 году, затем автор старательно обрабатывает каждую страничку будущего романа (6).
        В романе «Тяжелые сны» упоминаются названия окрестных деревень, они похожи на крестецкие. Это Красный Городок (в романе Красная Горка) гряда (в романе Рядки), Березка (в романе Подберезье), есть еще и урочище Березовая Гора.
      Очень похожа площадь в Крестцах (Приложение № 1). Она действительно прямоугольная с красивым собором. Рядом была тюрьма белой окраске (Приложение № 2), сейчас детская больница. В романе несколько раз упоминается Летний сад (Приложение № 3).
 
Крестцы в поэзии Сологуба
 
       Крестецкий период в жизни Сологуба занимает особое место, так как три эти года были первыми на его поприще учителя. В эти годы он много работал и как начинающий поэт и писатель, собирал «заготовки», которые превращал в художественные вещи.
       В публикациях Т.В. Мисникевич и М.М. Павловой отмечено (7), что Ф.К. Сологуб за 50 лет творческой биографии с 1877 по 1927 годы написал немногим менее четырех тысяч поэтических произведений, около половины из них при его жизни напечатаны не были. Это обширная часть его литературного наследия являет собой уникальный памятник творческой лаборатории художника, свидетельствует о его ответственном отношении к поэтическому дару, а также о глубоком исследовательском интересе к развитию русской поэзии и феномену поэтического слова.
      В данную подборку включены все выявленные законченные неопубликованные произведения Федора Сологуба 1878 – 1889 г.г., а также отдельные стихотворные тексты, реконструированные по черновым наброскам. Они составляют приблизительно пятую часть все корпуса его неизданных стихотворений.
       Большинство из них, по – видимому, поэт не предполагал когда- нибудь напечатать – вследствие их юношеской наивности, художественной незрелости или незавершенности. Однако для исследователей поэтического творчества Сологуба и истории русской поэзии первые стихотворные опыты выдающегося мастера представляют несомненный интерес. Они дают богатый материал для изучения его поэтический генетики, творческой эволюции, особенностей индивидуальной манеры, позволяют «навести мосты» между рифмованными строчками Федора Тетерникова и лирикой Федора Сологуба.
 
 
Не просто учитель…
 
       Исследователи часто обращают внимание на нелегкую судьбу писателя. Но из биографии Сологуба также следует, что в господском доме Агаповых Федя Тетерников не был изгоем, здесь были заложены основы знаний, культуры, сформирована эстетическая потребность. Он был вхож в гостиную, где собирались люди, сведующие в искусстве, посещал театр, в котором эта семья абонировала ложу. И институт, где Сологуб учился, «был выдающимся из учительских институтов, как по своему составу, так и по контингенту слушателей».
Покидая город, он пишет:
 
 
Что я сделаю с тоскою,
Босоногим мальчуганом
Неотвязною моей?
Здесь блуждал я и мечтал,
Милый город я покину.
Белым северным туманом
Неужели вдалеке
Грезы сердца я вверял….
Я совсем душой остыну
 
В темной скуке и тоске?
22 июля 1882 года
 
                                                                                                          
      После окончания Учительского института Сологуб получает место учителя математики в уездном городе Крестцы Новгородской губернии (1882-1885). В Крестцы Федор Кузьмич выехал из Санкт – Петербурга вместе с матерью и сестрой в августе 1882 года. На Никольском вокзале их провожали Агаповы и друг Васильев. В Новгороде остановились в гостинице, после чего были у руководящего чиновника по народному просвещению Новгородской губернии. Затем до Крестец ехали на лошади с одной ночевкой в пути.
      В сентябре 1882 года ученики Крестецкого городского 3-х классного училища (в нем учились 6 лет) познакомились с новым учителем математики Тетерниковым Ф.К.. Училище располагалось на улице Рахинской, ныне Краснова (Приложение № 4), сейчас здесь учатся дети с 1 по 4 класс. Мемориальная надпись гласит:     (Приложение № 5)
        Тетерниковы обосновались в доме на Старорахинской улице, ныне улица Краснова. (Приложение № 6)           
          В дневнике Сологуб писал об убожестве места своего пребывания и почти невыносимой нужде: «В Крестцах из каждого дома можно увидеть поле, кругом непролазная грязь: жители вечером ходят по темным улицам с керосиновыми фонарями».
         И вот первые поэтические зарисовки Крестец
 
Покрыты грязи перелесками
 
А я, - мои привычки скромные,
Через улицу ведущие стези.
Устланы кой-где переходы досками,
Босой, не разбираю я дорог,          
Порою долетают брызги темные
Все ж вязнуть надобно в грязи
До верха покрасневших ног.
.                                 
 
Идут прохожие тихохонько,
Отмыть нетрудно ноги голые,
И по мосткам сырым скользят шаги.
Насмешливых чего стыдиться слов?
На перекрестках – то грязнеханько,
Забавны на мостках шлепки веселые
И пачкаются сапоги
По мокроте бегущих ног
 
                                                                                                                 6 октября 1882 года
     
     К Крестецкому периоду Сологуба относятся и первые его публикации. Он много писал стихов, рассылал их по редакциям, но их не печатали.
     Поэтический дебют Федора Сологуба состоялся в 1884 г.: в Петербургском журнале «Весна» (№ 4. 28 января) было напечатано стихотворение  «Лисица и еж» подписанное: Те-рников.
Но что же отражено в стихах крестецкого периода.
 
Крестцы – город небольшой
Чинодралов мелких звоны,
Над Холовою рекой.
Чтоб дешевле покупать.
Где местами видишь поле
Мы ведь, вишь, не напряжены
И окрестные леса.
Из чего нам выбирать?
А раскинулся бы боле,
И мещане не срывали б
Не видал бы чудеса.
Ветки гибкие с берез,
Не видал бы диких леших,
И в садах своих не драли б
Не видал бы домовых
Голых чад пучками лоз.
И коварных водяных.
Дочерей насильно замуж
И тебя бы замостили
Не гоняли бы теперь
Камнем сплошь и плитняком,
Да, раскинься ты
На базар бы не ходили
А там все изменится, поверь.
В старых платьях, босиком.
 
 
 
       Здесь мы видим зеркальное отражение скромной природы Крестец и быта местных жителей. Это стихотворение имеет только черновик. Оно нигде не опубликовано.(Приложение № 7)
       В крестецкий период Сологубом написано более 70 стихотворений.
       В годы учительствования появляется цикл стихотворений, получивший условное название «Из дневника» (неизданные стихотворения), в цикле «Из дневника» собраны стихотворения автобиографического содержания объединенные темой телесных наказаний, 17 стихотворений написаны в Крестцах. В них описывается неоднократно испытанная автором и применяемая им самим порка розгами. В статье «О телесных наказаниях» Сологуб высказался достаточно категорично: «Нужно, чтобы ребенка везде секли – и в семье, и в школе, и на улице, и в гостях. <…>
 
Сегодня утро было ясное,
Мольбы, и крики, и рыданья!
Уроки хорошо прошли,
- Ой! Мама, милая! Ой! Ой!
<…>
Прости! Помилуй! - Наказанье
И вечер темен. Мама хлещит
Терпи, голубчик! Не впервой!               
Нещадно розгами меня,
 
И тело голое трепещет,
 
Но что же вся моя возня.
19 октября 1882 года
 
 
                                                     Дневник
 
Дневник содержит школьный мой
 
Порою запись: «10 плюх»
Страницы строгих предписаний,
Или такая: «6 пощечин»                                                               
И дальше поместился строй
Хоть розги крепче оплеух,
Моих проступков и взысканий.
Доволен все же я не очень.
<…>
 
Есть правило, что босиком
Таков школьный мой дневник,
Я быть обязан на уроке.
Учитель я, а в самом деле
 
Я – босоногий ученик,
<…>
Без кар почти, что ни недели.
 
                                                                                         3 апреля 1883 года
 
 
Бьют учителя и ученики
Но суровый Бальзаминов
Петя слева, Миша справа
Не прощает ни за что
Стали с розгами в руках.
Все мольбы мои отринув
Начинается расправа
Отсчитал мне ровно сто
Болью гонит стыд и страх
 
 
<…>                                                                                      20 марта 1883 года
 
Каждый день нагие ветки
Я – учитель, ну так что же!
Хлещут голые тела
Малый дома мне почет.
Посмеются звонко детки,
И меня по голой коже
Пожалеют напоследки
Мать частенечко сечет
И поплачут иногда
 
 
19 апреля 1883 года                                                                 2 октября 1883 года
 
Исследователи утверждают, что Сологуб был хорошим учителем. У него есть стихотворение посвященное конкретному ученику Саше Ф-у.
 
У Бога жарко я молю
Мое дитя, кого люблю
Душой к тебе небезучастной,
Чтоб без проклятий и без слез
Ты муки жизни перенес,
И сохранил свой нрав прекрасный.
Чтоб с той же светлою душой,
С какой стоишь передо мной,
Ты шел бы счастлив до могилы.
Молю я, пусть тебя судьба
Но знаю я: суров наш рок…
Хоть на минуту приголубит
Тебя прелестный мой цветок,
Сомнут без жалостные силы.
И сгибнешь, мой ребенок, ты,
Как гибнут нежные цветы,
Когда их ранний холод сгубит!
О, если доля так груба.
                                                                                              10 ноября 1883 года
 
К адресату стихотворения обращены записи автора: «Портрет моего дорогого Саши, с которым, кстати, трудно быть».
«Изобразить непрочность человеческого счастья, призрачность самого бытия его. Стоит ли жить? Любовь к мальчику. Счастье – Нирвана. Прекрасный облик мальчика. 5 марта 1885 г. День печальный. Педагогический Совет. Директорская бумага о Саше».
Запись на обороте листа из тетради адресата: «Из ручной Саниной корзиночки».
Это конкретное лицо. Фуфины жили на улице Соляной (ныне Челпанова). Все потомки Фуфиных были людьми грамотными, с чувством собственного достоинства и острым чувством справедливости.
Учитель Тетерников сочувствует талантливому подростку и надеется на лучшую долю в его судьбе, изображая «не прочность человеческого счастья».
 
 
Список литературы
 
1.   Абрамов В.В.     Крестцы – городок на Большой дороге (историко- краеведческие очерки) Великий Новгород, 2007, 176 с.
2.   Айхенвальд Ю.    Силуэты русских писателей М. 1994
3.   Павлова М.          Писатель – инспектор.
Федор Сологуб и Ф.К. Тетерников Москва. Новое литературное обозрение. 2007 501с.
4.   Сологуб Ф.         Тяжелые сны. Ленинград «Художественная литература»,1990 365с.
5.   Сологуб Ф.         Собрание стихотворений. Том 2. Том 3 СПб: Новые чары,2002
6.   Сологубовские чтения, 2005 Крестцы. Фонозапись выступления М.М. Павловой, старшего научного сотрудника Пушкинского Дома
7.   Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 2002 год, СПб, 2006 669 с. Федор Сологуб Неизданные стихотворения 1878-1889г. Публикация Т.В. Мисникевич и М.М. Павловой стр.162-314
]]>]]>
Прикрепленный файлРазмер
anna_alekseevna_alekseeva.jpg30.19 кб