Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Здесь оживает прошлое

]]>]]>

по материалам газеты «Крестцы»

19 ноября исполняется год со времени открытия в деревне Лякова старообрядческой избы (интерактивного музея).

Накануне годовщины состоялся наш разговор с директором культурно-досуговой системы, инициатором, организатором и идейным вдохновителем этой интересной задумки Е.Н. Никитиной и преподавателем истории Ручьевской школы С.Б. Николаевой. Наша встреча проходила в избе, в окружении предметов старины. Разговор шёл о традициях старообрядчества, о том, как создавался и работает музей.

Что же такое старообрядчество? Это религиозные течения, возникшие в России с конца 17 века вследствие религиозного раскола и стремящиеся к сохранению старых церковных правил, прежних устоев жизни. На территорию Ручьевского поселения старообрядцы пришли после 1861 года. Они жили в лесах обособленно, со своей системой управления и взаимопомощи, имели свои религиозные обряды, моленные дома и кладбища. Им запрещалось жить с мирскими в одном доме, вместе с ними есть, пить, мыться в бане, крестить их детей, хоронить умерших.

У них действовал закон «Всяк о себе должен заботиться сам». Каждая староверская семья имела свой участок земли, на котором был огород, поле под зерновые и под лён. Всё, что носили на себе жители общины, было сделано из натуральных материалов: одежда изо льна, лисьи шубы, валенки, парусиновые туфли. Окружали их также самодельные предметы быта: глиняная посуда, деревянные столы, кровати или лавки, сундуки.

В начале двадцатого века центром старообрядческого движения в нашем районе была Лякова.

Эта тема заинтересовала ручьевских школьников, участников объединения исторического краеведения. Вместе с руководителем объединения С.Б. Николаевой они в течение длительного времени собирали и изучали материал о том, как возникли общины, каким был образ жизни староверов Ручьевского поселения, и посвятили этому свою краеведческую работу.

Интерес к истории старообрядчества всегда был и у Е.Н. Никитиной, тем более, что её мама А.Т. Парфёнова родилась и выросла в Лякове. Идея создать в этой деревне интерактивный музей (старообрядческую избу) пришла Елене Николаевне несколько лет назад. Историю этого движения изучала по книгам, многое узнала непосредственно из бесед с ляковскими старожилами. Своё теоретическое воплощение идея получила в проекте, который она представила на конкурс «Новгородика-1150». Он был признан лучшим, и на его реализацию были выделены средства. С этого и началась непосредственная работа по созданию музея...

Вначале планировали создать старообрядческое подворье, - рассказывает Елена Николаевна, - но воплотить в реальность удалось только идею о музее-избе.

Музей появился в центре деревни, в доме, где раньше располагался сельсовет и медпункт. Этому событию предшествовала большая, кропотливая работа. В первую очередь, был сделан ремонт, который придал помещению вид деревенской избы с бревенчатыми стенами и русской печкой.

Преобразился дом и снаружи: крыльцо и окна теперь украшают резные наличники, изготовленные мастером А.С. Афанасьевым. Наличники, как объяснила Е.Н. Никитина, у старообрядцев имеют особое значение - охраняют дом от злых духов.

Старинный деревенский уклад чувствуется уже в коридоре: здесь посетители видят предметы быта, предназначенные для наружного хранения: упряжь, коромысло, вёдра, короб, багры, необходимые при тушении пожара.

В доме атмосферу жизни староверов передают экспонаты, предоставленные жителями Ляковы, Ручьевского поселения, Крестец. Обстановка в точности воссоздаёт быт, рассказывает об их многолетних традициях. Справа от двери - печь, чулан, где по своим местам расставлена вся необходимая кухонная утварь: деревянная посуда, ухват, лопата для хлеба, бочонок для вина и другое.

В левом углу, за занавеской - аккуратно заправленная кровать, рядом колыбель. В красном углу комнаты под иконами большой стол с самоваром, деревянный диван. Обязательный атрибут сельского уклада жизни - ткацкий стан. На стенах - старинные семейные фотографии, на окнах - занавески со строчевыми узорами. Сельские жители, видя, насколько серьёзно организаторы взялись за создание музея, с доброй душой поделились своими семейными реликвиями. Старейшая жительница деревни М.С. Иванова отдала зеркало, которое ей на пятнадцатилетие подарил отец, прялку, занавески. Она же была первой советчицей по многим вопросам обустройства избы. Г.М. Тимощик отдала музею кровать и люльку, в которой спала сама в младенческом возрасте; И.П. Макарова - деревянный диван, сундук, ухват; А.Т. Парфёнова - подрушники, лестовки (чётки), Т.И. Семёнова - бочонок для кваса, Е.С. Александрова - ткацкий стан, весы. От жительницы Крестец. Н.И. Антоновой музей получил половики, подзор для кровати, от районного хора ветеранов - строчевую скатерть.

В течение первого года деятельности музея был проведён ряд экскурсий: постоянно приезжают учащиеся школ района, гости из В. Новгорода, С.-Петербурга, других городов России, были в музее и представители Франции. Посетители староверской избы имеют возможность не только ознакомиться с экспонатами, но и узнать о людях, предоставивших эти предметы старины. Как отметила Е.Н. Никитина, такие экскурсии проводятся в форме живого общения и воссоздания атмосферы далёкой эпохи. Гости, входя в избу, видят не только обстановку, но и фрагменты жизни староверской семьи, которые воспроизводят участницы народного коллектива «Сударушки», они же, вовлекают в это действо и посетителей. Хозяйки прядут пряжу, наматывают в клубок нитки, гладят бельё... Гостей приглашают к столу, где их всегда ждёт чай из самовара и пирог с особенной по такому случаю начинкой. Все действия «Сударушки» сопровождают старинными песнями. Дети на таких экскурсиях сами готовят игрушки-скрутки, играют во дворе в игры и водят хороводы.

В планах создателей интерактивного музея - по возможности расширить его, внести новые элементы быта старообрядцев.

В избе оформим детский уголок с деревянными и тряпичными игрушками, во дворе сделаем качели, - делится Елена Николаевна. - Нам бы очень хотелось показать не только обстановку дома, но и как трудились староверы, воспроизвести их придворовую территорию (огород, хозяйственные постройки, орудия труда).

Замечательная идея, её оригинальное воплощение вызвало интерес у многих любителей старины. Думается, что и дальнейшие творческие планы найдут поддержку, и всем, кто увлекается историей, будет предоставлена возможность узнать и увидеть ещё много интересного из жизни ушедших поколений.

Т. Смородина