Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Медовый Спас

Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста.

Но общее название это дня – Медовый Спас.

Само название «Спас»» (ст.-слав. Съпасъ, греч. Σωτήρ «Спаситель»)  указывает на то, что все помянутые события, так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение, как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в Византии в IX веке.  Греческий часослов 1897 года гласит: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю), износя его из царской сокровищницы до Успения Пресвятой Богородицы предлагали его потом народу для поклонения»,   призывая на помощь силу Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.

Кажется, в нынешних обстоятельствах небывалой жары, засухи, ураганов , в обстоятельствах чрезвычайных и, очевидно, попущенных Богом для нашего вразумления, самое время и нам явить свою веру и упование на силу Божию. Вообще природные катаклизмы позволяют человеку почувствовать своё реальное положение перед лицом стихии, которая служит лишь напоминанием о Властителе всех стихий, о Творце, без которого человек «не может творить ничего».

«Кого Бог любит, того наказывает», – эти слова Священного Писания вполне применимы и к нынешней жизни. Но как эти слова понимать, как увидеть любовь в приключающихся скорбях и напастях? Любовь проявляется в том, что Господь даёт нам шанс пока не поздно задуматься о главном: о вечной душе, о цели её существования, о необходимости строить свою жизнь сообразно с Божьим замыслом о мире и человеке. Ведь после смерти поздно будет предпринимать попытки хоть что-то исправить. Вот и получается, что наказание – это очевидный дар, отеческое напоминание о необходимости переосмысления, преображения жизни.

Изнесение Честных древ для нас это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявления благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Второе событие, вспоминаемое сегодня, совершилось в 1158 году. Тогда в один день, но в разных местах император византийский Мануил и русский князь Андрей Боголюбский со своими войсками силою не столько оружия, сколько горячей веры и упования на Бога, одержали победу над врагами своего Отечества: император Мануил над сарацинами, а князь Андрей над волжскими болгарами. Тогда, в ознаменование высшей, небесной помощи и спасения, от полковых хоругвей, крестов и икон Спасителя и Божьей Матери изошёл яркий свет, причём как среди ромейский войск, так и в русском стане. В память об этом событии греческим и русским священноначалием согласно было установлено Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Ну и третья история дня – это воспоминание подвига  семи святых братьев Маккавеев и матери их Соломонии,  которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, мужественно претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем. Это  один из древнейших праздников христианской Церкви. Мученики, которые сегодня празднуются Церковью, да укрепят нас в любви, добрых делах и вере, и в нашей душе будут написаны  слова Христа: "Кто исповедует Меня перед людьми, того Я исповедую перед Отцом Небесным, а кто постыдится Меня, того и Я постыжусь перед Отцом Моим Небесным".

 К этому дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста, который длится две недели и подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа. 

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына и не только Сына, а предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира. «Узнавши Свое преставление, - пишет святой Симеон Солунский , -Матерь Божия  как  всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей». Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном. Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

По строгости соблюдения он приравнивается к Великому посту и особенно строг к развлечениям. Во время этих постов в императорской России даже гражданские законы запрещали публичные маскарады , спектакли и иные зрелища.

Но почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом?

 К этому времени поспевает мёд нового сбора и это ,конечно,  дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». Примечательно, что до Медового Спаса раньше православные христиане (и ныне сознательные — тоже) не ели мёда нового урожая. Эта традиция основана на ветхозаветном библейском установлении приносить первые плоды нового урожая Богу. Все верующие в этот день ждут освящения меда так же, как хорошие хозяева, приготовившие праздничный стол для своих гостей, ждут их прихода и только после того, как они придут, приступают к трапезе.  В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды и лекарственных трав.

Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, празднуемый 19 августа. Третий - перенесение в Константинополь Нерукотворного Образа Господа - 29 августа.
Три этих праздника соединяют собой Успенский пост.
О.Ефименко
]]>]]>