Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» подготовлена в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведев. В основу этого документа положены идеи, высказанные главой Российского государства в Послании Федеральному Собранию. Принципиально важно, что в своем Послании Президент характеризует школу наряду с семьей как один из базовых социальных институтов, формирующих личность. Но какими факторами определяется процесс формирования личности?
Успешное развитие личности и нации в целом, по словам Президента, предопределяется нравственными установками, закрепленными в национальной культуре. Т.о., личностные качества человека и благополучие всего народа ставятся в прямую зависимость от соблюдения требований нравственности. Это отвечает традиционному подходу, утвердившемуся в отечественной просветительской литературе на протяжении веков.
Тема укрепления нравственности находится сегодня в поле зрения государственных институтов, законодателей, широких общественных кругов, религиозных организаций.Если мы обратимся к трудам отечественных мыслителей, то обнаружим, что тесная связь между нравственностью, с одной стороны, и благополучием семьи, государства и каждого отдельного человека, с другой, была для них очевидной. Так, старец Глинской пустыни иеромонах Порфирий (Левашов) писал, что семейные смуты, вызванные нарушением нравственных законов, «сказываются на обществе: из-за них подавляется чувство чести и правоты, теряется доверие, начинаются раздоры и тяжбы, происходит упадок деятельности, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные». Сегодня мы наблюдаем справедливость этого высказывания.
Духовно-нравственные законы действуют так же объективно, как и материальные и физические (например, закон всемирного тяготения), действуют независимо от того, знает о них человек или нет. Человек недоумевает – что происходит с ним и окружающими? Хотя знание и исполнение нравственных законов могло бы избавить его от многих недоумений, горестей и несчастий. Законы эти давно сформулированы и описаны, и в наших силах сделать так, чтобы они стали известны подрастающему поколению.
В случае нарушения нравственных законов страдает не только сам человек, но и его окружение, все общество и весь мир. Любой кризис, как и любая беда и болезнь, не случаен, это – не просто результат стечения обстоятельств. Нарушение нравственных законов губительно действует и на всю природу, вносит в нее расстройство и тление. «Человек грешит, а прочая тварь страждет; земля не дает плода, скоты и звери от голода пропадают, воздух и вода растлеваются», - указывал свт, Тихон Задонский. Природа работает как индикатор, реагируя на поведение человека. Извержение вулканов, ураганы, засуха – явления не случайные.
«Если человек не знает, что такое грех, кто виновен в незнании? Сколько у нас в народе таких, которые решительно ничего не знают и ни слова не слыхали ни от кого! – писал в 19 веке свт. Иннокентий, митрополит Московский. – В детстве их не учили; в возрасте они не хотели учиться; а потом им некогда было учиться. И что же таковые могут передать своим детям!» Неведение – это тоже грех, и человеку приходится за него отвечать. Но если взрослый человек виновен в своем личном неведении, то в неведении ребенка виноваты мы, взрослые. Виноваты родители, учителя, воспитатели. И этот грех, как и любой другой, не останется без наказания. «Хотя бы у нас все было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если не радим о спасении детей», говорил свт. Иоанн Златоуст. Последствия такого нерадения поистине катастрофичны: «Это и расстраивает всю вселенную, что мы не радим о собственных своих детях: заботимся об их приобретениях, а душою их пренебрегаем, допуская крайне безумное дело».
Кардинальное изменение ситуации может быть достигнуто только на базе духовно-нравственного совершенствования. Именно оно должно стать фундаментом новой России, а значит, и новой нашей школы. В России накоплен уникальный опыт духовно-нравственного воспитания, основанный на достижениях традиционной русской педагогической мысли. Великий просветитель святой Иоанн Кронштадтский писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, - на сердце больше всего нужно обращать внимание; нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни». Огромное Значение придавал воспитанию выдающийся педагог-нравоучитель 20 века схиархимандрит Иоанн (Маслов). «Неразумно поступают родители, научая детей разным наукам и языкам, забывая о внутреннем воспитании… Плохое воспитание - есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает», - писал он. «Человек свободен, а поэтому он по собственному произволению может стать либо на сторону добра, либо на сторону зла», указывает схиархимандрит Иоанн (Маслов). Задача воспитателя в том и состоит, чтобы помочь человеку обрести правильную, нравственную дорогу в жизни.
Но для того, чтобы воспитать детей, родители, педагоги должны начать с себя. «Всякое словесное поучение, всякое искусство педагогическое – ничто, пустота по сравнению с тем примером, который видят дети в родителях своих», - пишет архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
Готово ли наше общество сделать духовно-нравственные аспекты основой своей жизни? В целом готово. В народе по-прежнему востребованы высокие идеалы. Не случайно именно святой благоверный великий князь Александр Невский признан символом России. Наш менталитет предполагает обязательное наличие в общественном сознании возвышенных идеалов. «Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать», - говорит Ф. М. Достоевский.
Нравственность народа свт. Филарет (Дроздов) называет лучшим богатством государства. Свт. Иоанн Златоуст еще в IV веке говорил о том, как могло бы жить общество, если бы родители хорошо воспитывали своих детей. Тогда не понадобились бы ни уды, ни тюрьмы, ни казни. С учетом современного опыта можно добавить: не понадобились бы и многочисленные средства самозащиты.
Высоконравственный человек – большое приобретение для общества. Это человек, сознающий свою ответственность перед окружающими, человек добрый, милосердный, соблюдающий законы не за страх, а за совесть, человек дисциплинированный и трудолюбивый, старающийся отдавать все силы ради блага других.
Наиболее эффективно можно будет решать некоторые задачи, поставленные сегодня в области современного образования, только если под них будет подведено прочное духовно-нравственное основание. Так, провозглашая приоритет создания системы «поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей», мы должны дать им духовное и нравственное воспитание. Только такое воспитание способно дать этой важной работе фундамент, защитить талантливых учеников от ошибок, от эгоизма, предотвратить их впадение в гордыню, тщеславие и сориентировать на использование данных Богом талантов во благо Отечеству, а не для личного обогащения, славы и благополучия. Талантливого человека еще называют одаренным, т.е., получившим дар. И ответственность за этот дар должен осознавать каждый. Ответственность перед Тем, от Которого дар получен. Кому много дано, с того много и спросится.
Еще одно направление приложения усилий в инициативе «Наша новая школа» - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Детям необходимо знать о том, что состояние здоровья тесно связано с исполнением нравственных законов. Мирное устроение души и состояние здоровья нераздельно связаны. Свт. Феофан Затворник отмечал: «Здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия…». Но как достичь мирного состояния духа нашим детям в условиях повышенных учебных нагрузок, давления социума его часто противоречивыми требованиями, огромного набора разнообразных искушений, которым необходимо противостоять почти постоянно? Решение этих задач и действительно результативное изменение уровня школьного воспитания и образования возможно только на основе духовно-нравственного воспитания.
«Новая школа, - говорится в Национальной образовательной инициативе – это институт, соответствующий целям опережающего развития». Такого результата, однако, невозможно достичь без глубинного понимания непрерывности процесса воспитания, во всей полноте описанного лишь в святоотеческом наследии. Многие положения принципа непрерывности воспитания и образования вошли в современные научные педагогические теории, но во всей глубине и полноте они присутствуют только в сочинениях представителей традиционной русской педагогической школы, основанной на учении святых отцов.
Духовно-нравственное воспитание должно лежать в основе любого педагогического процесса. Только на такой основе смогут раскрыться все потенциалы образовательных программ и личных усилий родителей и педагогов. На это должны быть направлены все усилия государства и общества. Нам необходимы высокие идеалы, и задача каждого из нас – соответствовать этим идеалам.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии