Федор Кузьмич Сологуб прожил в Крестцах с 1882г. по 1885годы. « Он бывал всюду, везде непроницаемо-спокойный, скупой на слова, подчас зло, без улыбки остроумный. Всегда немножко волшебник и колдун. Ведь и в романах у него, и в рассказах, и в стихах - одна черта отличающая: тесное сплетение реального, обыденного, с волшебным. Сказка ходит в жизни, сказка обедает с нами за столом и не перестает быть сказкой» - вспоминала о своем современнике З.И.Гиппиус.
Федор Сологуб (Тетерников)- крупнейший поэт-символист, переводчик, прозаик, драматург, оригинальный теоретик театра, публицист. Он вошел в литературу в один из блестящих периодов развития русской литературы на рубеже Х1Х-ХХвеков.
В поселке Крестцы жил и работал 3 года после окончания в 1882 году Петербургского учительского института Ф.К. Тетерников. Это был один из самых тяжелых периодов в жизни писателя. В «Дневнике» Сологуб писал об убожестве места своего пребывания и почти невыносимой нужде: кругом непролазная грязь, жители вечером ходили по темным улицам с керосиновыми фонарями; в училище, где он преподавал, приходилось отправляться босиком, так как заработка не хватало даже на самое необходимое:
Простым я подпоясан ремешком,
В рубашке ситцевой, зимой суконной,
По улицам я в школу босиком
Хожу, храня порядок заведенный.
( «Пошел мне год уже двадцать первый»).
Жизнь российской глубинки в то время отличалась пустым времяпрепровождением, чувством бессмысленности и ненужности собственного существования. Сологуб ощущал умственное и нравственное одиночество. В душной атмосфере обывательской жизни задыхались многие талантливые люди той эпохи. Несмотря на вечную нехватку денег, он выписывал книги, журналы, газеты и жадно их читал: это была его единственная отдушина. Общественно-политическая реакция 80-х годов XIX века в провинциальной жизни принимала возмутительные формы. Молодой учитель, в силу своей профессии, столкнулся непосредственно с одним из самых чудовищных её проявлений - калечением детских душ!
«Просёлок»
Весь в пыли дорожной,
Я бреду сторонкой,
Слушая тревожно
Колокольчик звонкий,
Не глушимый далью,
Гул его несётся,
Жгучею печалью
В сердце отдаётся.
Ф.К. Тетерников (Сологуб)
Крестцы,1883 год.
Юношеские стихи, пусть и не совершенные по форме, отражали напряжённый внутренний поиск, тяжёлые раздумья о смысле дела своей жизни. В течение трёх лет пребывания в Крестцах поэт написал стихотворения «Ариадна» (1883г.), «Я из училища пришёл», «Просёлок»(1883г.), «Пошёл мне год уже двадцать второй»(1884г.), «Пятью восемь-сорок»(1885г.).
Темы этих произведений совсем ещё молодого автора-горести жизни, беспросветная нужда и вечное чувство униженности.
Ф.К.Сологуб вынужденно оставил Крестцы летом 1885 года после травли, из-за Григорьева, изгнанного из учительства за надругательство над служанкой, девочкой 14 лет. Именно за её честь вступился молодой учитель Тетерников, однако Крестецкое общество, спаянное круговой порукой, не смогло простить им этого. Мотивы безысходности и бессмысленности бытия, которые со временем переросли в апофеоз смерти, уже звучали в творениях автора.
В Крестецкий период жизни Ф.К.Сологуб много писал, его первые стихотворные опыты далеки от холодных, бесстрастных и почти совершенных по форме произведений зрелости.
В1884 году журнал «Весна» опубликовал басню «Лисица и ёж», слава же к писателю пришла гораздо позже, после служебного перевода в северную столицу, в1982 году, когда он начал сотрудничать с журналом «Северный вестник».
Странные тени крестецких воспоминаний ещё долго преследовали Сологуба пока не материализовались в романах «Тяжёлые сны»(1895г.) и «Мелкий бес»(1905-1907годы). Первый из них встретил достаточно равнодушный приём как у публики, так и у критики: поэтическое творчество, напротив, оценивалось весьма высоко, особенно в близких автору символистских книгах.
Публикация «Мелкого беса» принесла писателю всероссийскую известность, имя главного героя романа стало нарицательным, как и чеховский «Человек в футляре», он стал приговором государственной системе просвещения царской России, всем её «мелким» бесам, которые могут искалечить светлую и прекрасную пору человеческой жизни.
Особый тип пути - это путь человеческий как вечное странствие души и самопознания. Этот мотив проходил через всё творчество Сологуба, вплоть до последних дней...
5 декабря 1927 года Ф.К.Сологуб скончался.
Тема неприятия жизни, как и другие темы в творчестве писателя, замыкаются на личном опыте. Познакомившись в 1927 году с фактами биографии Сологуба, потрясённый А.Белый писал: «Пока читал о Фёдоре Кузьмиче отрывки из его стихов, у меня было чувство, что меня обваривают кипятком. Это такой ужас, о котором лучше не думать. Личность Фёдора Сологуба не только не померкла для меня - наоборот: до плача люблю его , жалею...»
Центральная районная библиотека
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии