Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Из истории Крестец.

Проезжая по оживленной трассе Москва-Петербург примерно от Новгорода 90 км. в сторону Валдая, до которого еще останется 50 км. вы попадаете на территорию поселка Крестцы, или как в древности его называли «Хрестьцы», и сразу замечаете ряды в попутном и встречном направлениях, сидящих и стоящих торговцев с дымящимися самоварами на столиках. Это местная пирожковая «индустрия», прошедшая в начальной своей стадии разгоны и изымания имущества, ныне же похоже окончательно утвердившаяся в своих правах. Спускаясь по склону к мосту, вы увидите справа, великолепно открывшийся в перспективе вид нашего Свято-Троицкого храма. Многие из тех, кто впервые проезжают здесь, достают свои фотоаппараты, видеокамеры, чтобы запечатлеть увиденное.

В человеческом сознании красота запечатлевается, отражается как извечная завершенность объекта, и не задается вопроса, был ли он, существовал ли он раньше, какие жизненные стадии он претерпевал. В совершенном своем виде архитектурный объект воспринимается как вечный. Но и всякая вечность, вещь имеет свою собственную историю, свои драматические события, сопутствующие ей.

Нас интересовал драматизм и даже трагедии и судьбы людей, причастных к истории нашей церкви Святой Троицы, а также Ямской Слободы, окружающей церковь. Удручающий вид церкви до самых 90х годов, ее полуразрушенное состояние, приводил к мысли о том, что зримый образ церкви, есть рефлексия нынешнего состояния народа, окружающего ее, который считался когда-то ее приходом. Что буйство человеческой стихии, привнесенное извне и разогреваемое страстями внутри простых сердец, вал за валом разрушало культуру и честь великого народа, лишало жизни его и крова. Среди коренных семей нет ни одной, которую бы обошли стороной прошедшие, печальные в своем драматизме, события. Каждой эпохе прошедшего события можно сопоставить вид церкви представимое отражение нравственного и общего состояния того времени.

13 век.

По легенде известно, что именно от  Крестцов Батый решил вернуться назад вместе со своим многочисленным  войском, испугавшись болотистой местности и того, что он увидел здесь.(3. Стр 15)

14 век.

“ В лето 6901 (1393). Поставиша церковь святую Богородицу на Хрестьцах”, - так во Второй Новгородской (Архивской) летописи впервые упоминаются Крестцы. (4.-стр9) Сегодня Крестцам уже более 600 лет. Более ранних свидетельство времени возникновения пока не обнаружено.  

15 век.

Доказательство существования Крестецкого погоста можно найти в первой писцовой книге Деревской пятины, составленной около 1495 года. На 413 листе этой книги неизвестный писец сделал запись: “Погост Хрестцовской. На погосте церковь Рождество Пречистые; двор поп Василей, двор церковной диак Якуш, двор проскурница Катерина, двор церковной сторож Лучка, не пашут.” (4.стр.8).В ведении Крестецкого погоста в 1495 находились деревни Монастырское Пристанище, Великая Ветошь,Березовец, Залужье, Мохница. Они принадлежали Новгородскому Спасскому монастырю св. Андрея со Щитной улицы. Кроме того , погосту подчинялись деревни своеземовцы, т.е . мелкие землевладельцы.(16.стр.4)

В 15 веке село четырежды было подвергнуто разорению войсками Ивана III. Относительно мирным был поход в ноябре 1475 года, когда войско шло от северного берега Валдайского озера. Новгородцы миролюбиво встретили кнчязя 15 ноября на р. Воле. 16 ноября Иван 3 был “в Васильеве селе Волмановского”, а 17 ноября - на “Усть Волны”. Землями, впоследствии вошедшими в Крестецкий уезд, владели новгородские феодалы Онкифоровичи. (4 - стр. 9)

Земледелие давалось трудно: земля- скудный подзол, климат неустойчивый, пашня - островками среди леса и болот. (4стр.20) Главным промыслом крестьян, живших около дорог, был извоз. По указанию Ивана III на дороге между Новгородом и Москвой через каждые 20-25 верст были поставлены ямы - будущие почтовые станции. Такие ямы состояли из постоялого двора с 2-3 избами, сенника и конюшни. Ближайшие села должны были поставлять ямщиков, лошадей и корм. Через Новгород проходили пути сообщения с Западной Европой. Так появились на “государевой дороге” ямы в Валдае, Крестцах, Едрове, Яжелбицах, Рахине, Броннице.(3.стр.15) В связи с централизацией Русского государства перевозки людей, грузов, почты намного возросли. (4-  стр.10)

16 век.  

В 16 веке в погосте Крестцы  значится церковь Рождества Пречистыя, дворы попа Богдана Федорова, церковного дьячка Юшка, пономаря и проскурницы,” да три кельи нищих, да три кельи пусты, пашни церковные полобжи.”(1.стр.4)

В конце декабря 1569г. Иван IV пошел походом на Новгород. По пути Иван Грозный сжег много селений, в том числе Крестцы и Валдай.(3.стр.15)

Зайцевский ям (ныне село Зайцево упомянут в летописи под 1537г., но село возникло намного раньше. (4.стр.10)

1573г. имеются записи в летописи когда,  кто и сколько взяли подвод , например: ”гоняли из Новгорода по государевым станом садовник Васка Кузьмин да Ганка Иванов взяли под государевы овощи 5 подвод с пров[одники]” 32. Книг много, а в конце приписка , “писал ямской дьячок Иван Григорьевич Истомин.”(12.лист170)

1582г. в писцовых книгах упоминается “погост Крестецкий” и перечисляются деревни, принадлежащии ему.(16.стр.4)

1586г. Записано, что в слободе Ямской церковь “Никита чудотворец епископ Новгородский", в слободе двор ямской пригонный, не огорожен. Во дворе поп Федор, дьячек Гриша “ и перечисляются ямщики: Сергий Северга, Яков, Шуня и др. - 30 дворов. Приказчик -Кузьма Фомин. (12. О.4.261.лист 39). Земель им было дано достаточно:” И Хрестецкого яму приказщику и охотником, и дворником пашня дана сполна.” Делить они должны были “меж собя сами”(12 лист 41). Охотниками зовутся ямщики,  то есть они имеют охоту заниматься ямским делом. В летописи подробнейшим образом исчисляются  ямщицкие  земли, что занимает  очень много места, потому как земли состояли из множества кусков в одну и пол обжи. В словаре Даля :“обжа - мера земли под пашню, сколько человек с лошадью вспашет в рабочий день.... новгородская обжа  -  5десятин ( 13. Т2. Стр. 1500) К примеру:” Из Ручьевского погоста с поместий Бориса Григорьева сына Языкова да брата его сотника стрелецкого Олексея с обжи, да Ивана да Богдашка Микитиных детей Ушакова с полуобжи, да Докучая Набарова с полуобжи. “(12.л.43). Интересно слово погост. У Даля:” погост - сельская церковь”.    А погостов в Крестецком уезде перечисляется очень много: Локотский, Ручьевский, Деманский, Воскресенский в Важине, Никольский, Пречистенский. Солицкий, Михайловвский, Васильевский, Климетский, Андреевский, Имоченицкий, Рождественский в Пиркищичах, Кречневицкий, Зверинский.(12. Лл. 42-45). Много земель в наших краях принадлежало монастырям, таким например: Хутынскому, Лятицкому, Благовещенскому, Троице_Сергиеву,  Вяжицкому,Деревяницкому, Горнецкому, монастырю Александра Свирского, Юрьеву, Муромскому, Рождественскому, были земли, принадлежавшие митрополиту и Св. Софии.(12. Л. 9- 16)

Интересно, что еще в 16 веке упоминались фамилии, которые до сих пор существуют в Крестцах, например: “земли что за новыми помещики за Олексеем и за Ондреем за Молевановыми”.(12л. 48) [вверх]

17 век.

1601г. перечисляются все крестецкие ямщики, кто откуда и сколько у него земель, например:” Охотник Гриша Олексеев, а у него сын Васка женат, а по устройным книгам тот охотник написан из Деревской пятины из Локотского погоста с поместий Василия Мусина  с обжи, да князя Микиты Кушумова с трех обеж без чети.”(12 лист 235).  И так перечисляются ямщики  Максим Почерняев, Василий Гладышевский, Андрей Никитин, Федор Гаврилов и многие другие, всего 30 человек

После объединения русских земель вокруг Москвы дорога стала более оживленной. Крестцы стали транзитным пунктом. Росли и такие придорожные села, как Вины и Зайцево. (4.стр.10)   

1640г. Приехали по просьбе Ивана Небарова Осип Ушаков с крестецким священником Ларионом Тарсьевым и ильинским священником с Мокрого Острова Василием Ивановым и с волостными людьми и со старожилами пошли смотреть спорную землю на с. Лука. До литовсого разорения землей владели помещик Василий Оничков и сын его Ларион. Но люди клятвенно заверили, что той землей владел не помещик, а ямщики Крестецкие и разделили ту землю до реки Холова. Иван Набаров тому не поверил. Старожилы взяли образ Божий и обошли эту спорную землю и отвели часть ее ямским землям, часть церковным, и помещику. Записано все это никитским дьячком Суботкой Тарасьевым.35.

*в начале 17 века, по данным переписи, Крестецкий погост значится пустым. Шведская интервенция окончательно разорила и опустошила эту местность.1,стр.4.)

18 век.

Свято-Троицкая единоверческая церковь.

В летописи упоминается построение церкви в 1393г. Престол был в честь Пресвятой Богородицы, неизвестно где стояла она, но скорее всего в будущей Ямской слободе на берегу Холовы на месте современной церкви. В 1495 г. опять упоминается эта церковь и уже точно назыется престол - в честь Рождествя Пресвятой Девы.

В 16 веке произошла смена названия престола  - сначала упоминается Рождественская церковь в Ямской слободе, но уже в 1586г. она называется в честь Святителя Никиты Новгородского.

Как известно, деревянные церкви часто горели, иногда  несколько раз в столетие, смена престола в этом случае - дело не редкое. В 1640 упоминается Никитская церковь. В 1777г в Крестцах была построена новая каменная церквоь  в честь святой великомученицы Екатерины, и центр поселка  перенесся в другое место.   Известно что в конце 17 века начале 18 в Никитской церкви служил дьячком один из ярых последователей раскола, основатель раскольничей секты, Феодосий из рода Урусовых.

В последствии раскол очень распостранился в Ямской слободе и окрестностях. Вероятно, уже после построения новой Екатерининской церкви, т.е. после 1777г. и после широкого распостранения раскола в Крестецком уезде, в очередной раз сгоревшую  Никитскую церковь, не восстановили. Это приходится предположить потому, что в 1854г. описатель находит в Ямской слободе, имевшей церковь в течении пяти столетий,  только раскольничую молельню.

На ее месте помещик Николай Федорович  Мусин-Пушкин  решается на свои средства воздвигнуть деревянную церковь в византийском стиле. Вся церковь, как внутри, так и снаружи, была прекрасно отделана. В 1860г. была устроена новая колокольня, вместо прежней, снесенной бурей, 22 июля 1859г. Это было сделано на счет доброхотных подаяний жителей СПб. Величина церкви была в длину - 9 саж., в ширину - 4 саж., в высоту под крышу 3 саж, а всей высоты с крестом 8,5 саж. Других церковных зданий не было. Священник, дьячек и пономарь жили в своих домах, второй священник жил в нанятой за свой счет квартире. Земли при церкви не было. Жалование первого священника составляло 300р., второго - 200 р., дьячка - 110р., пономаря - 80р. Приход состоял из 1824 человек (797муж. и 1027 жен), некоторые из них пролживали в Валдайском, Деимянском уездах и даже на расстоянии 200 верст.. Все они- крестьяне, присоединенных к церкви из раскола из беспоповской секты Феодосьевского толка в 1854г. Причт не пользовался ни ругой, ни другим сбором хлеба от приходан, кроме редких и скудных подаяний за требы . Во время хождения с крестом по праздникам доход причт могполучить от 80 до 100 р.(46.150)

Деревянная церковь, несмотря на красоту, была мала, поэтому, по указу Духовной Консистории была создана строительная комиссия по постройке каменной трехпрестольной церкви рядом с деревянной иждивением петербургских купцов 1-й гильдии Василия Федоровича Мартынова , Мисурина и с помощью других жертвователей. Членами строительной комиссии стали священники Андрей Васильев и Александр Леонтьев.  Освящена 7 ноября 1865 года. Престолов было устроено 3: главный в честь Пресвятой Троицы, правый в честь Архистратига Михаила и всех небесных сил., левый в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

11 мая 1872 года в Ямской слободе был сильный пожар, от которого сгорело 120 домов. Огонь сильно опалил каменную церковь, внутри сгорела вся деревянная отделка, вместе с иконостасом. С 1872 г. по 1875 г. церковь была возобновляема  на средства того же купца и на собранные священником этой церкви Александром Леонтьевым 1500 рублей 87 копеек и сборщиком крестьянином Николаем Мичугиным 175 рублей, и другие суммы.

В 1875 году 28, 29 и 30 октября  церковь была вторично освящена.  Пожар не пощадил деревянной Никитской церкви, она была истреблена до основания. Вместо нее, по разрешению Духовной Консистории, было решено пристроить каменные теплые приделы . Справа в 1873г. был построен придел в память святого великомученика  Никиты, память которого празднуется святой церковью 15 сентября и освящен 2 января 1873 г, и с левой стороны в 1881г. сделан также каменный придел ,где устроено помещение для церковного сторожа. (30.л. 9 об.) В дальнейшем здесь был устроен престол в честь иконы Божией Матери Смоленской. Иконы в храм были пожертвованы из разных мест и все носили характер старинного письма.( 33. стр.608)

В 1878 году вокруг церкви , на пожертвованные  купцом Мартыновым - 200 рублей и выделенные приходским попечительством 5 рублей ,была устроена ограда с каменными столбами и деревянными решетками, которые впоследствие были заменены на железные. Жалованья причту было положено : 1 священнику -130 рублей, 2-му 200 рублей, дьчку - 100 рублей, пономарю - 80 рублей. (30.л. 9 об.)

С самого начала в церкви служили те священники, которые входили в строительную комисию. Священник Андрей Васильев был из крестьян Ямской слободы и рукоположен, по избранию прихожан, в священники епископом Старорусским, викарием Новгородской митрополии, Платоном . За труды в устройстве новой церкви  по резолюции митрополита Нвогородского Исидора был награжден набедренником - 5 апреля 1867 года, в 1872 г. - награжден скуфьей, а в 18 апреля 1881 г. - камилавкой. Отец Андрей с 1874 года был членом приходского попечительства. (30. л.10 об)

Священник Александр Афанасьевич Леонтьев (род. 1836 г.) происходил из Петербургских ремесленников, учился в Петербургском Рождественском Уездном училище. В 1860 году он был избран прихожанами г. Тихвина и определен там причетником с посвящением в стихарь митрополитом Новгородским Григорием. В 1863 году 26 мая епископ Старорусский Герасим  рукоположил его  в диакона     и определил к Троицкой церкви по избранию прихожан. 4 апреля 1864 года он был рукоположен во священники  епископом Апполонием, заведовал ризницей и библиотекой. 31 декабря 1869 года награжден набедренником за труды по постройке , 3 апреля 1876 года скуфьей. Также состоял членом приходского попечительства. Отец Александр был женат на Марии Ивановне (род. 1842 г.) . Были у них дети : Клавдия (род. 1865 г.), Елена (род. 1875г), Николай (род. 1877 г.) (30.л.11 об)

Дьячком в церкви служил Герасим  Богданович Громов (род.1823 г.), обращенный из раскольников, бывший ямщик. Избран он был прихожанами и определен в 1855 году с посвящением в стихарь епископом Антонием пономарем. В 1875 году епископом Исидором был утвержден дьячком. Герасим был женат на Евдокии Ивановне (род. 1835 г.). Было у них трое детей: Евдокия (род. 1865 г.), Наталья (род. 1870 г.), Николай (род. 1860 г.) был женат на Вассе Ивановне и имел дочерей Надежду и Александру ( род. 1880 г.)  (30. л.13 об.

Священник Александр Леонтьев служил в этом храме с момента его освящения до самой своей смерти. Много лет (примерно с 1881г) он служил один . Буквально за день до кончины он еще крестил и отпевал и ставил свою подпись в метрической книге, а 1 ноября 1912 г. в той же книге уже отметили его собственное отпевание, которое совершил благочинный протоиерей Алексей Граничнов с окружным духовенством. Причина смерти отмечена просто :” от старости”, ему было 76 лет. Похоронен он был возле южной паперти церкви, на могиле было установлено каменное надгробие. По воспоминаниям старожилов вокруг могилы была железная оградка, а на кресте горела неугасимая лапмпада. Во времена хрущевских гонений надгробие было полностью разобрано и вывезено. (В 2000-м году стараниями ныне действющего настоятеля о. Анатолия могила восстановлена; на могиле кованые крест и ограда, поребрик облицован черным мрамором).

Пономарем служил Иван Андреевич Анашкин (род.1832 г.) , из крестьян Крестецкой слободы, грамоте учился у своих родителей и по избранию прихожан  епископом  Варсонофием определен  сюда пономарем 6 марта 1881 г. Жил одиноко. (30. л.13 об)

Прихожан на Троицкую церковь вместе с крестьянами окрестных деревень приходилось 1405 человека (640 мужчин и 765 женщин), в числе которых  2 было из купеческого сословия, 61 из мещан, (по данным 1882 года). (30. л.15.об)

При церкви в 1882 г. жили сироты : - дочь умершего священника Никитской церкви Иоанна Чистовского - Елизавета (р.1838 г.) , (ее сестра Мария, была замужем за священником Александром Леонтьевым),

- жена умершего заштатного дьячка Иоанна Николаевича Богданова -Пелагея (р.1837 г.) ( племянница Герасима Громова)    Иаков   (род. 1860 г.) Агапия (р. 2864 г.), Мария (р. 1862.г.)

- жена умершего пономаря Якова Алексеевича Маврушкина - Татьяна Максимовна (р. 1848 г.) и дети: Александра (р.1871 г.) Феодосия ( р. 1877 г.) и Пелагия (р. 1879 г.)  (30.л.14.об)

При церкви существовала библиотека и церковно -приходская школа, где учились не только мальчики но и девочки. (3.стр.16.)

На площади, около теперешней автостанции была построена кирпичная часовня во имя благоверного князя Александра Невского.  Стекла, по воспоминаниям жителей были всякие разноцветные.

Александра Петровича Розенберга в 1874г. прихожане Екатерининского собора избрали председателем церковно-приходского попечительства, и он состоял в этой должности 15 лет.

по материалам ]]>http://www.novgorod.net/~lukar]]>

 

Paraskeva.jpg
]]>]]>