В экспозиции крестьянского быта Крестецкого краеведческого музея находится коллекция деревянных ручных прялок, созданных мастерами более ста лет назад.
PRO ЭКСПОНАТ «Прялка ручная»
Дата создания - конец XIX начало XX века
75х60 ширина верхней лопасти – 13 см
Техника изготовления – дерево
Место изготовления – Валдайский уезд.
В экспозиции Крестьянского быта краеведческого музея находится коллекция деревянных ручных прялок, созданных мастерами более ста лет назад. Центральное место в экспозиции занимает ручная прялка с Валдайской (Сухонивской росписью), что придает ей особую значимость. Прялка состоит из вертикальной части, куда привязывали кудель, и горизонтального донца, на котором сидела пряха. Её отличает неповторимая стройность и изящество. В донце вставлен столбик-стоячок, сплошь покрытый резными полосками-ободками, который венчает небольшая лопаска (лопастка) с упрощенными стилизованными «башенками» сверху и «серьгами» снизу. Лопаска имеет удлинённую трапециевидную форму, которая диктует композицию букета.
На прялках четко просматриваются особенности местной росписи.
Основу ее составляет букет, состоящий из хорошо знакомых нам скромных, но таких милых, полевых цветов и розанов. Роспись выполнена по серебряному фону, придающему, и без того утончённой прялочке, ещё большую лёгкость и воздушность. Роспись проста, и в то же время притягательна - столько непосредственного очарования таят в себе эти милые колокольчики, нежные «анютины глазки», розовые нераспустившиеся бутоны и сами розы на тонких долгих стеблях. Эти незатейливые, быстрые в исполнении, и в то же время очаровательные создания родной природы в художественном исполнении - поистине кладезь для современного прикладного творчества!
Новгородские росписи очень многообразны и требуют самого серьёзного изучения, но уже сегодня ясно, что большинство почерков носят единичный характер, что подтверждает версию о прялке, как о подарке внутри семьи. Очень часто прялку делал молодой мастер для своей невесты. И тогда в украшение этого предмета, который парень подносил нареченной в знак любви и уважения, вкладывалось не только мастерство и талант, но и все те высокие помыслы и стремления, мечты о прекрасном, на которые способна юность. Иногда прялка делалась для молодой жены, иногда прославленный и многоопытный мастер украшал прялку в приданое на счастье своей дочери. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память о матери следующему поколению.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии