Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

«Я вспоминаю с благодарностью…»

В последнее время наш библиотечный фонд стал пополняться интереснейшими экземплярами отечественной литературы по декоративно-прикладному искусству, школьной психологии, учебными и художественными изданиями. Все они из частной коллекции невероятно творческой и энергичной женщины, Заслуженного учителя Российской Федерации ЛЮБОВИ СТЕПАНОВНЫ ГРИГОРЬЕВОЙ. Коллекцию не раз просили продать, но Любовь Степановна твёрдо решила, что книги должны остаться в районе, чтобы местные жители в любой момент могли ими воспользоваться. Ведь для самого педагога (бывших учителей не бывает) книги и библиотека – величайшее богатство.

В очередной раз Любовь Степановна принесла книги. С таким воодушевлением и азартом стала рассказывать про каждую из них: как к ней попала, по каким готовилась к занятиям и классным часам, чтобы ребятам было интересно…

Я не смогла остаться равнодушной. Тут же вспомнились уроки биологии в средней школе №2, когда Любовь Степановна какое-то непродолжительное время вела их у нашего класса. Эти уроки в моей памяти до сих пор! И светлый кабинет с большими окнами и шкафами, заставленными цветами, и самодельная кафедра, и бесконечное множество таблиц, схем, плакатов на стенах. А уроки труда на пришкольном участке забыть вообще невозможно! Я точно знаю, что их вспоминают многие ученики разных классов разных поколений.

…Как-то сам собой завязался наш разговор. И теперь я, словно строгий учитель, стала задавать Любови Степановне так давно интересующие меня вопросы. С лёгкостью и необыкновенной искренностью включилась она в разговор. В первую очередь речь зашла о том, как она попала в профессию, которой посвятила всю жизнь. Оказалось, всё очень просто.

Учителя! Учителя средней школы №1 посёлка Крестцы, о которых и сегодня вспоминает уже седоволосая женщина с величайшим чувством уважения и гордости, с благодарностью за то, что они были в её жизни. До сих пор она бережно хранит не только память, но и чёрно-белые снимки своих наставников. Это первая учительница Евгения Ивановна НЕЙЛАНД, которая так сумела организовать и выстроить свою работу, что дети старших выпусков были её помощниками и вожатыми у младших. Ре6ята не только вместе выполняли общественные работы (собирали металлолом, ухаживали за кроликами на небольшой ферме возле школы), но и по-настоящему дружили, ходили в походы, устраивали праздники.

Нина Алексеевна ПОСТНИКОВА, классный руководитель, учитель русского языка и литературы, учила детей не только освоению школьной программы, но и ответственности за свои поступки, любви и уважению к Родине, товарищам, с которыми Люба проводила много времени.

- Во время учёбы в школе я вела танцевальный кружок, – пританцовывая и напевая, вспоминает Любовь Степановна. – Сначала танцы помогали ставить в Доме пионеров, а дальше уже импровизировала сама. С концертами выступали в Ямском клубе, пешком ходили в Пристань и Берёзку. Ещё я пела в хоре и вокальной группе клуба «Леспромхоз». Даже привезли 1 место по художественной самодеятельности, выступив в Москве. Жизнь была максимально насыщенной!

Ещё один учитель, который повлиял на выбор профессии – это, конечно, Екатерина Владимировна ЖАРОВСКАЯ, учитель биологии.

- Предмет нравился. Учитель вела его очень интересно – с блеском в глазах делится воспоминаниями Любовь Степановна.

- Кабинет был заставлен цветами. Везде лежали овощи. Нам очень нравилось работать с микроскопами. Перед глазами стоит пришкольный участок. Это то место, где сейчас расположена спортивная площадка возле первой школы. С одной стороны сад, с другой – цветники с однолетними и многолетними растениями, овощными и ягодными культурами и большая дорожка посередине. На территории стояла мастерская, где проводились уроки труда для мальчиков и девочек до 7-го класса.

- МОРОЗОВА Алевтина Гавриловна, учитель географии, научила изумительно работать с картами. Эти знания пригодились позднее при работе в Зайцевской школе (2006 – 2012гг.)

Эти учителя, – подытожив, говорит Любовь Степановна, – в моей жизни оставили глубокий след. Честность, порядочность, добросовестность, умение отвечать за свои поступки – качества, которые не были для них пустым звуком, этому они научили и меня. Я благодарна судьбе, что в моей жизни были именно такие педагоги.

В 1967-м году Люба Григорьева закончила 10 классов школы. В то время без стажа работы поступить в высшее педагогическое учебное заведение было не так-то просто, поэтому девушка пошла работать на ленинградскую фабрику тростильщицей, филиал которой располагался у нас в посёлке. Отработала два года, получила высший разряд, да ещё и на новый гардероб заработала. Пришло время поступать в институт. С фабрики отпускать не хотели, но мама приехала к директору и сказала, что её дочь будет учиться и только в Ленинградском педагогическом институте имени Герцена.

И вот он, долгожданный момент. Ленинград! Город, в который юная девушка приехала всего лишь второй раз в жизни (первый – в пятилетнем возрасте). Как добраться до нужного места – показали незнакомые люди, а одна женщина даже довела до ворот института.

Как сдавала вступительные экзамены – это отдельная длинная история. За те два года, которые Люба работала на «Советской звезде» поменялись образовательные программы и учебники по химии, биологии, ввели новые предметы. Но благодаря мудрым, понимающим педагогам, девушка всё же сдала вступительные экзамены и с определённой долей неожиданности для себя стала студенткой геофака.

Все 5 лет студентка пединститута прожила в новом комфортабельном общежитии студгородка, который раскинулся на Новоизмайловском проспекте. Домой приезжала во время летних каникул только на 2 недели, потому что всё остальное время занимала практика. После 3-го курса на 40 дней всем студенческим отрядом ездили в Среднюю Азию, где посещали строящуюся Нурекскую ГЭС им. Турсуна Ульджабаева на реке Вахш. Это крупнейшая электростанция Таджикистана, самая мощная гидроэлектростанция в Средней Азии.

- Учиться было очень интересно! – Вспоминает Любовь Степановна. – Наш выпуск географов-биологов-химиков готовили для работы на Дальнем Востоке, поэтому пришлось осваивать не только профильные предметы, но и фото- и кинодело. Параллельно я окончила курсы медсестёр гражданской обороны. Большое внимание уделялось в то время кружковой работе: ставили спектакли, занимались бальными танцами, ходили в походы. Всё это пригодилось в дальнейшей работе.

В 1974-м году, окончив институт, попала Любушка, как её ласково называли, на Урал, где отработала 3 года в школе учителем географии, биологии, химии и труда. Год была воспитателем в интернате. Очень тепло встретил начинающего педагога директор, бывший военный, танкист – Пётр Петрович ПЕТРОВ, чья семья стала родной на многие годы (сейчас общение происходит уже с детьми и внуками бывшего директора). Была пионервожатой, вела фотокружок и бальные танцы.

- Много времени проводили с детьми в только что построенной Плишкаринской восьмилетней двухэтажной школе, создавали уют, устраивали разные праздники – продолжает рассказ моя собеседница. – Никогда не было проблем с оборудованием и учебными материалами, всё приобреталось быстро за счёт средств сельсовета и местного совхоза-миллионера. С коллективом жили, как говорится, душа в душу. Когда решила уезжать – руководство не отпустило. На комсомольской конференции меня назначили 3-м секретарём комсомола по учащейся молодёжи на 4 года. В 1979-м году в Перми получила высшее политическое образование, но в политику не пошла, поняла – не моё.

В 1981-м году состояние здоровья любимой мамы потребовало присутствия на малой родине. Всё-таки пришлось вернуться, хотя очень не хотелось уезжать. За это время быт и работа уже были хорошо налажены, жизнь только начала складываться. - И, может быть, судьба сложилась бы другим образом, – задумчиво говорит Любовь Степановна, но тут же громко дополняет: «Оставить больную мать я не могла, это даже не обсуждалось! Но я ни о чём не жалею».

В родном посёлке стала работать в средней школе №2 учителем биологии, заведующей пришкольным участком и классным руководителем. Нагрузка была большая. Целиком и полностью Любовь Степановна отдавалась любимому делу, не жалея сил, всё время проводила на работе. Каждому ученику старалась привить те ценные качества, которые сама получила когда-то от своих наставников. С институтской скамьи в голове сидела фраза профессора психологии, которой следовала всю жизнь: «Урок – это свято! Это 45 минут жизни, которые не вернутся обратно. Ученик не должен уйти с пустой головой. На уроке он должен получить знания, умения и навыки».

Одна знакомая поделилась со мной, что её дочь, будучи семиклассницей, услышала от Любови Степановны фразу о том, насколько вредна бывает бытовая химия и о том, что для того, чтобы полностью смыть одну каплю рекламируемого средства для мытья посуды понадобится как минимум сто литров горячей воды, так вот, женщина под впечатлением этой информации, полученной косвенно двадцать лет назад, вот уже много лет моет посуду лишь хозяйственным мылом и говорит спасибо учителю дочери. А Любовь Степановна до сих пор очень остро переживает за экологию нашей планеты.

Очень много воспоминаний связано у Любови Степановны с деятельностью агитбригад. Знания, полученные на Урале в Еловском клубе культуры, когда она, будучи комсомолкой, входила в состав жюри конкурсов агитбригад, очень пригодились на новой работе. С одной из групп ездили в Артек на конкурс, где собрались агитбригады со всей страны. Рассказывали об истории Крестец, «Крестецкой строчке». Специально для поездки на фабрике шили для ребят костюмы. 40 дней в различных конкурсных испытаниях с достоинством защищали честь своего посёлка и привезли с моря Большую серебряную медаль.

Много времени и сил вложено в организацию работы школьного лесничества и природоохранной экологии. Передала Любови Степановне любовь к Родине и природе, заложила основу правильного воспитания мама – ГРИГОРЬЕВА Пелагея Ивановна, а её учил этому отец, Иван Поликарпович ПОЛИКАРПОВ, живший на хуторе под Ляковой. Вместе с ребятами занимались сбором семян, создавали грибные полянки, работали в санитарных зонах, участвовали в областных и межобластных конкурсах школьных лесничеств.

Слёт лесников в то время проводился ежегодно. Команды приезжали со всех районов области. В Валдае, участвуя в подобном мероприятии, заняли 1 место. Следующий слёт проводился на крестецкой земле при активном участии специалистов Крестецкого лесхоза Новгородского управления лесами. Принимали гостей в Красном Бережке. Долго готовились к этому событию: «Крестецкая строчка» для делегаций из каждого района выстрочила красивейшие салфетки, «Хлебозавод» испёк ароматные хлеба, а районный Дом культуры подготовил танцевальный вечер.

Дети-экологи также активно участвовали в олимпиадах, конкурсах и областных программах, практически всегда занимали призовые места не только по биологии, но и другим предметам. Ведь работали с учителями в одной, как говорится, команде, чётко отрабатывая межпредметные связи. Активно делились с учителями опытом, новыми методиками, проводили открытые уроки, постоянно учили друг друга, а всё потому, что искренне хотели, чтобы воспитанникам было интересно.

А как с коллегами ходили в походы, устраивали праздники, проводили юбилеи! Сами готовили программы и поздравления. Совместно с ребятами активно участвовали в школьных мероприятиях: КВН, «А, ну-ка, девушки», «А, ну-ка, парни», «Ученик года» и прочих. Любовь Степановна сама стала автором и режиссёром-постановщиком множества школьных представлений.

- Вспоминаю, как с командами выезжали на турслёт, где для ребят устраивались спортивные состязания, экологическая тропа, конкурс блюд и различные творческие соревнования. До сих пор вспоминаем с уже давно повзрослевшими детьми те беззаботные времена…

Любовь Степановна ни разу в жизни не пожалела о том, что выбрала профессию учителя. «Мне было в ней комфортно», – уверенно говорит она. «Всегда тщательно готовились к урокам, следили, чтобы дети были красивыми, опрятными, подтянутыми. Зачастую не хватало времени на себя, на семью, но я ни о чём не жалею. Школу всегда вспоминаю с благодарностью: и свои школьные годы, и время, когда сама работала учителем.

Благодарна коллективу школы за совместную работу и дружбу. Много счастливых и непростых (в годы перестройки) моментов пришлось вместе пережить. Большое спасибо моей мудрой маме за воспитание и помощь в выборе профессии. Я в ней не разочаровалась».

О. Сидняева
По материалам ]]>http://библиотека-крестцы.рф]]>
23 ноября 2023 года

 

]]>]]>