Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Алевтина Гавриловна Морозова

Поразительны духовная сила и обаяние человека, влюблённого в жизнь. Пенсионный возраст и всевозможные недомогания отступали перед красотой души настоящего Учителя, каким всегда была и осталась для многих А. Г. Морозова, наш любимый классный руководитель. Никогда она не отказывала в добром совете, расспрашивала о семье, детях, работе своих бывших учеников и сослуживцев. Чтобы воспитать всесторонне развитого человека, надо самому быть таким или, по крайней мере, всю жизнь к этому стремиться – своей жизнью подтверждала Алевтина Гавриловна этот девиз, который считала основой воспитания.

Родилась она и выросла в Набережных Челнах, в то время небольшом городке. Очень большое влияние на детей имела мать. Учительница по профессии, она сумела привить всем семерым детям любовь к чтению, учёбе. Недаром шестеро из них, несмотря на материальные трудности, сумели получить высшее образование. Уже будучи студенткой педагогического института, Алевтина Гавриловна неукоснительно выполняла советы матери при определении круга чтения. Денег всегда не хватало, но посещение Публичной библиотеки было бесплатное, где и проводила долгие часы любознательная студентка, знакомясь с бесценными произведений мировой литературы. Повезло и с институтскими наставниками, один из которых был А.В. Даринский. Это с ним совершали студенты пешеходные экскурсии по Ленинграду, знакомясь с историей города, архитектурой, посещали музеи и театры, восхищались красотой и достопримечательностями замечательных пригородов.

Незаметно пролетели студенческие годы. Получив диплом, Алевтина Гавриловна по направлению приехала в Крестцы учителем географии в среднюю школу N 1. Это было в 1952-м году. Директором школы был тогда П. Д. Прохоров. Он сумел сплотить педколлектив, в котором только учителей-комсомольцев было около 30. Учащихся было больше 1000, по 4-5 параллельных классов. Началась трудная, но интересная самостоятельная работа. Некоторые ученики были ненамного младше самой учительницы, задавали очень много вопросов. А поэтому учёба продолжалась для молодого специалиста.

С благодарностью Алевтина Гавриловна вспоминала уроки старших товарищей: М. П. Загаровой, у которой училась не только строгости, но и терпению, прямоте, рассудительности, чувству юмора – у Е. В. Орловской, эмоциональности ведения урока – у О. Н. Павловой. Использование дополнительного материала сделало уроки более интересными. Как-то не заметно с появлением заинтересованности учащихся сам собой решился вопрос дисциплины. С появлением семьи, рождением детей хлопот прибавилось, но старалась, чтобы на школьных делах это не отражалось.

Много сил и времени отнимало классное руководство. До настоящего времени, считала Алевтина Гавриловна, нам всем не хватало культуры общения. Поэтому в своей работе всегда обращала внимание на культуру поведения школьников. Классные часы посвящались Петрову и Шишкину, Чайковскому и Моцарту. Проводились вечера вальса. Ученики из руководимого А. Г. Морозовой танцевального кружка занимали призовые места на областном смотре. Были в театрах Ленинграда. Свою любовь передавала наставник ученикам. Ездили в Москву, Ярославль, по пушкинским местам, были в Печорском монастыре, ходили к истоку и устью реки Холова. На турслёты брала Алевтина Гавриловна своих детей, и трёхлетняя малышка шла наравне со всеми, гордо неся свой рюкзак…

Более 30 лет отработала в средней школе N 1 А. Г. Морозова. И в какую бы организацию не пошёл – везде работают её ученики. Все они с добротой вспоминают, как интересно было на её уроках, как учила она их танцевать, печь торты или спорить, обсуждая кинофильмы. Очень многие стали учителями и работали и работают не только в нашем посёлке. В семье Морозовых все с уважением относились к труду. Глава семьи Виктор Александрович более 35 лет работал в леспромхозе. Опытный водитель, много лет возил лес, знал слесарное дела. Дочери Люда и Таня родителям хлопот не доставляли, учились охотно, с интересом. К «4» и «5» в обычной школе добавлялись хорошие отметки из музыкальной школы. Читать любили все. По примеру главы семье всем нравилась историческая литература. Алевтине Гавриловне были близки Пушкин, Лермонтов, Есенин, Люде нравился Лермонтов, Тане – Блок. Внимательно следили за всеми новинками. Семья никогда не жалели денег на книги. Пока росли дочери, собрали детскую и школьную библиотечку. Для развития памяти с детства учили много стихов, высказываний о смысле жизни, счастья. Одно из них – «Надо учиться выдержке, надо учиться спокойствию» — старались выполнять постоянно. Стали взрослыми дочери. Люда – инженер, Таня – врач, имеют свои семьи, но к советам родителей прислушивались всегда.

Об общественном признании её труда, много лет возглавлявшей районную секцию географов, говорят правительственные награды и знаки отличия : орден «Знак почёта», юбилейную медаль «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», медаль «Ветеран труда», значок «Отличник народного просвещения РСФСР», почётные грамоты за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся, за активное участие в эстетическом воспитании учащихся, за активное участие в охране и пропаганде памятников истории и культуры, за достигнутые успехи в социалистическом соревнования по благоустройству, озеленению и образцовому содержанию коммунального дома.

Н. Жолобова
По материалам ]]>http://библиотека-крестцы.рф]]>
19 июня 2023 года

 

]]>]]>