Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

На все времена

]]>]]>

«В г. Иваново прошёл очередной традиционный конкурс «Текстильный салон‑97»

Конкурс известный, престижный, а для нас он интересен тем, что впервые в нём приняли участие художники и мастерицы ОАО «Крестецкая строчка». Для показа было изготовлено шесть разноплановых моделей: два платья, два комплекта (юбка, жилет-топик и сарафан с жакетом), два костюма. Председатель жюри конкурса Вячеслав Зайцев сказал буквально следующее: «Это — попытка художников найти новые области применения традиционной вышивки «Крестецкой строчки».

Нам приятно видеть глубинку...».

Данная цитата — выдержка из статьи, опубликованной в нашей районке в далёком теперь 1997 году, более 20 лет назад. «Строчка» тогда находилась, без преувеличения, в плачевном состоянии: в отсутствии средств, рынков сбыта, а главное — без видимых перспектив не то что развития, а просто выживания. Однако небольшой коллектив в несколько десятков человек (всё, что осталось от огромного, в несколько сотен) во все времена находил в себе силы несмотря ни на что удивлять и радовать, собрав остатки оптимизма, шить наряды королевам и эстрадным знаменитостям, поставлять нежнейший ажурный текстиль в лучшие отели и рестораны мира. Так было всегда, даже в самые худшие времена, времена, когда казалось: ну, всё, ждать больше нечего, пора, что называется, закрывать дверь с обратной стороны. Не многие выдержали до конца — необходимо было кормить семьи, выживать в период жесточайшего кризиса.

В числе тех, кто остался верен родному производству, — Мария Евгеньевна АФАНАСЬЕВА, на протяжении нескольких десятилетий являвшаяся и остающаяся одной из главных на фабрике. Главной не в смысле ранга, звания, положения, а в первую очередь потому, что благодаря её стараниям не растеряны, а тщательно сохранены и продолжают приумножаться большие и маленькие традиции, что «Строчка» никогда не теряла лица, а её изделия по-прежнему прославлены на самых престижных уровнях.

И если тогда, 20 лет назад, ведущий российский модельер весьма осторожно высказался в отношении возможности применить старинный промысел к современным тенденциям, то сегодня бренд фабрики раскручивается с неимоверной быстротой. Немало состоятельных модниц из крупных городов хотят непременно иметь в своих коллекциях сказочные наряды, создающие воздушный и летящий образ.

Познавая профессию

...Лёгким узором вышито судьбы её простое плотно...

Она родилась на Украине, в Житомирской области. Отец был инженером-строителем, мама изначально работала архивариусом, затем перешла в одно из шахтоуправлений на должность техника-картографа. Родители увлекались рисованием, черчением, у мамы был очень красивый, правильный почерк. Неудивительно, что дочь, переняв по наследству художественные таланты, стала заниматься в школьной изостудии и очень скоро обрела статус весьма перспективной в этом направлении девочки. Как-то само собой решилось, что после школы Мария продолжит обучение изобразительному искусству.

В 1967 году она поступает в Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина на отделение «Народная вышивка». Говорит, учиться, познавая секреты основных видов вышивки, моделирования одежды, было очень интересно. Сильнейшая советская школа мастеров, производственная практика на фабрике «Горьковский гипюр», на Ивановской фабрике (на обоих предприятиях, как и в Крестцах, вышивают по сетке), а главное — неутомимый интерес к будущей профессии, посещение массы художественных выставок, галерей, экспозиций сделали молодую художницу готовым профессионалом, глубоко владеющим выбранной специальностью.

Творческий путь

В Крестцы попала в 1971 году, по распределению. И сразу окунулась с головой в работу. Вряд ли тогда она задумывалась о том, что экспериментальная мастерская «Крестецкой строчки» станет для неё практически вторым домом почти на полвека. Молодую художницу встретили очень радушно. Её первые наставники И. Х. Фёдорова, Т. П. Степанова, М. Н. Валандина, Л. В. Алексеева, А. И. Кислина и многие другие не просто повели её за руку по профессиональной жизни, но сумели разглядеть очень творческого, горящего работой человека.

Около двух лет Мария занималась моделированием, затем была назначена художником, а уже через десять лет возглавила большой коллектив мастерской в должности главного художника фабрики.

— Экономика тогда была плановой, — рассказывает собеседница. — Как во всей стране, так и у нас. Доносился определённый план по количеству и ассортименту изделий, которые мы должны были выпускать. А нашим делом было разрабатывать всё новые и новые узоры. Элементов в строчевом промысле не так уж много — не больше тридцати. Но это — как семь нот в музыке, из которых составляются миллионы мелодий.

У нас существовало негласное правило, общая идея, если хотите: ты должен был не только сам максимально вкладываться в коллективное дело, но постоянно поддерживать в себе и других некий творческий накал. И чтобы, как у всяких творческих людей, всегда оставалась некая неудовлетворённость, мысль о том, что можно сделать лучше, больше, интереснее. И мы, конечно, старались.

Кроме того, я глубоко убеждена, что художник ни в коем случае не должен позволять себе считать: «О, я многое умею, многого достиг». За этим сразу же следуют творческий спад, регресс. Всегда необходимо иметь некую заданную планку, быть в курсе последних новинок, развиваться, интересоваться тем, что же происходит у других. Это правило актуально во все времена. Вот и сейчас я с удовольствием наблюдаю, как наш дизайнер Александра Георгиева блестяще применяет новые методы и приёмы в сочетании с традиционными узорами. Не могу не отметить безусловные успехи художницы Юлии Варфоломеевой, также отлично улавливающей современные тенденции. Авторский крой, актуальность, использование новых тканей делают сегодняшние изделия «Крестецкой строчки» практически уникальными, неповторимыми.

Ну а нашими незаменимыми инструментами, как и прежде, остаются линейка, миллиметровая бумага, простой карандаш. План изделия чертится графически, узор же создаётся от руки. Всё так, как и сто, и более лет назад.

Конечно, сегодня во многом помогают компьютерные технологии. К примеру, вместе со мной молодой мастерицей Анастасией Маклаковой создан компьютерный архив наших наработок. Ну а вообще в данный момент я не являюсь штатным работником фабрики, меня приглашают в случае необходимости — помочь, подсказать, и я с удовольствием это делаю. Искренне рада, что «Строчка» обрела вторую жизнь, что люди работают в достойных условиях, реализуются задуманные планы и наш бренд — снова на волне популярности...

Мария Евгеньевна, безусловно, сыграла огромную роль в жизни фабрики. Десятки её работ стали украшением лучших российских музеев. Её бесценный опыт по-прежнему востребован. Она — заслуженный художник Российской Федерации, член Новгородского художественного совета. Активно занимается общественной работой и на районном уровне: курирует в районном краеведческом музее постоянно действующую выставку изделий фабрики «Крестецкая строчка», участвует в практических мастер-классах для учеников школ, организует экскурсии в музей предприятия, знакомит с историей промысла и современными изменениями. Входит в состав первичной ветеранской организации предприятия. Имеет звание «Почётный гражданин Крестецкого района». А в канун дня рождения, который мастерица отметит 8 декабря, пришло ещё одно значимое подтверждение её заслуг перед районом и областью. Указом губернатора Новгородской области от 16 ноября 2018 года № 510 утверждено решение Совета по занесению имени Марии Евгеньевны Афанасьевой в Книгу Почёта Новгородской области. Имени, навсегда вписанного в историю Новгородчины.

С Днём рождения Вас, талантливый художник, замечательный наставник, мама, бабушка, подруга. Пусть в жизни ждёт ещё немало побед и свершений. И пусть ваш производственный и жизненный пути продлятся как можно дольше!

Оксана ЕГОРОВА
Фото из архива

8 декабря 2018 года