Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Есть на земле особый уголок...

Поставьте памятник деревне

На Красной площади в Москве!

Там будут старые деревья

И будут яблоки в траве…

В.Г. Смирнов

Крестецкий край издревле известен красивыми и живописными местами. Усть-Волма - одна из тех деревень, посещение которых оставляет в памяти неизгладимый след. Славится она богатой историей, уходящей в глубину веков, живописной природой и замечательными людьми. Деревня считается памятником истории и культуры, связанным со знаменитой фамилией Татищевых.

На пути следования в Усть-Волму дорогу постоянно перебегают красавицы сосны, немые свидетельницы былого величия крестецких боров, по косогорам водят хороводы берёзки, встречаются и моховые болота с багульником, и звонкие ручейки. Мелькнёт синева Чудинского озера, и снова потянется по обе стороны дороги молодая изумрудная поросль. За деревней открывается величественная панорама пойм Мсты и Волмы, а в серебристом прозрачном мареве маячат мстинские дали. Это живописное местечко, находящееся в лощине, окружено холмистой местностью и покрыто хвойным лесом.

Наше путешествие берёт своё начало от городища (древнее название Влукома), расположенного на месте впадения реки Волмы во Мсту. Жители городища выравнивали площадку поселения, ограждали тыном или рубленой бревенчатой стеной, а со стороны подъезда устраивали преграды изо рвов и земляных валов.

Наличие у деревни городища и курганной группы (многочисленных курганов и сопок 6-13 веков) свидетельствует о том, что эти места были заселены примерно с VIII века нашей эры.

]]>]]>Село Волма впервые упоминается в берестяной грамоте № 390, датируемой 1299 годом (в сокращении): «Бортный лес по глиной ручей и по княжескую дорогу до устья Волмы два участка». Речь идёт о перечне хозяйственных угодий и их границах. В этой же грамоте упоминаются урочища Плутцы, Снетцы и Болокжо, существующие до наших дней: Плутцы переименованы в Ольховку, Болокжо находится в 4 км от д. Олешня.

Если от городища спуститься к реке Волме, перейти на правый берег в месте её впадения в Мсту, затем пройти по левому берегу Мсты выше по течению 200 м, то окажемся на погосте.

Погост на Вольме могла определить в 947 году Великая княгиня Ольга, устанавливавшая на Мсте погосты и дани. По Иоакимовой летописи, отысканной В.И. Татищевым («История Российская»), Ольга была правнучкой Гостомысла, правителя Новгородского. По смерти мужа князя Игоря, убитого возмущёнными древлянами в 946 году, правила русской землёй. Она наказала и усмирила древлян, обложила их тяжкой данью, учредила в Новгородской земле погосты и оброки.

Впервые Устьволмский погост был описан писцами в конце 15 века, этому предшествовали три похода Великого московского князя Ивана III Васильевича на Новгород в 1471-1478 годах. Есть упоминание о том, что в 1475 году Иван III ехал из Москвы в Новгород через Усть-Волму. Древняя сухопутная дорога выходила к реке Мсте от Демянска и шла мимо Игнач Креста, деревень Рахино и Усть-Волма.

Вскоре после присоединения Новгорода к Москве была организована перепись новгородских земельных владений, завершившаяся около 1495 года. Устьволмский погост вошёл в Деревскую пятину (земли от Мсты до Ловати). По первому упоминанию в письменных источниках в этом году деревне исполняется 513 лет (500-летие отмечали в 1995 г.).

В Устьволмском погосте стояли две церкви, обнесённые оградами. Одна, каменная, во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова стояла на пригорке, на берегу Мсты. Она была воздвигнута в 1797 году на средства помещика Третьяковского. В 100 м от неё находилась деревянная церковь Рождества Пречистой и Пресвятой Богородицы, построенная в 1744 году.

Одноэтажная каменная церковь с главкой стояла на фундаменте высотой в метр из красиво уложенных камней, к ней примыкало небольшое кладбище, где хоронили исключительно людей духовного звания. Она была «без пенья», поэтому службы проходили в деревянной церкви с красивым деревянным иконостасом, которую очень любили прихожане. На обеих церквах имелись колокола, и в праздники колокольный перезвон разносился по всей округе.

Судьба обоих храмов оказалась печальной: в 1937 году были арестованы и расстреляны священник И.Л. Одоевский и дьякон Н. Озеров, вскоре после этого церкви были разобраны. Сохранились дома священнослужителей, причём, жилище священника Одоевского осталось в первозданном виде. Оба дома стоят неподалёку от мест, где находились церкви.

Старожилы из рассказов своих родителей помнят, что на Устьволмском кладбище в конце XYIII века была выстроена часовня по обету, данному Богу помещиком Третьяковским. Она располагалась по левую сторону при входе на кладбище, и по остаткам фундамента её нельзя назвать небольшой.

Часовня была деревянная, имела вход в склеп, сохранившийся до сих пор. В ней совершались обряды отпевания и поминовения усопших. К сожалению, никто не может назвать точную дату начала прошлого столетия, когда завершилось её существование. В настоящее время выстроена новая часовня, которая находится теперь на правой стороне при входе на кладбище.

Устьволмский погост издавна считался зажиточным селением. Люди здесь были мастеровыми: занимались лесным промыслом, кожевенным и стекольным производствами, сельским хозяйством. На реке Волме стояли мельницы, где мололи муку и крупу, здесь же били растительное масло.

Отличался этот край и культурой. Среди населения было немало грамотных людей. Действовали земская и церковноприходская школы. Несли культуру в массы и местные помещики, они имели богатые библиотеки. На улице Центральная нет подслеповатых чёрных крестьянских изб, кругом просторные дома, говорящие о былой состоятельности хозяев.

Вдоль улицы Мстинской открывается удивительная красота: величавая водная гладь Мсты, игравшей огромную роль в жизни селившихся по её берегам людей. Принято считать, что названия рек Мста («чёрная») и Волма («холодная») имеют финские корни, но нельзя исключать и славянские «мстить» и «волить» (давать волю, освобождаться).

Ширина Мсты в месте впадения в неё Волмы - 100-120 м, почти везде высокие берега, местами крутые и обрывистые. Весенний подъём, сопровождающийся вскрытием реки, происходит в середине апреля.

Когда-то по этой красавице ходило небольшое судно «Заря» по маршруту Новгород-Мстинский мост с остановкой в д. Усть-Волма. Перейдя реку зимой по льду, а летом, переехав на лодке, можно через прибрежную деревушку Хмелёвку пройти в д. Клинино, а оттуда легко добраться до Малой Вишеры и Санкт-Петербурга. Для любителей рыбалки во Мсте рыбное изобилие: щука, жерех, окунь, лещ, сом, налим, судак, плотва, ёрш, густера, язь. Леса, прилегающие к правому берегу, куда жители попадают через реку на лодках, полны грибов и ягод.

В 1908 году в Крестецком районе располагалась Устьволенская волость, волостное правление находилось в д. Любцы на Мсте (98 дворов, 91 дом, 314 жителей), в 37 верстах от Крестец. В селе имелись часовня, земская школа, мелкая лавка.

Село Устьвольно, находящееся в 28 верстах от уездного центра, имело две церкви, две часовни, земскую больницу и церковно-приходскую школу. Население, около 40 домов, состояло исключительно из торгового люда. Под руководством К.А. Четверикова, бывшего воспитанника земской школы в Жёрновке, позже была открыта народная бесплатная библиотека-читальня им. Императора Александра II с целью народного просвещения.

На берегу Мсты в начале XX века на земле «господина Щёголева» (по одной из версий его звали Александром) существовала Устьволенская пристань, насчитывавшая 15 дворов, 11 домов, 27 жителей, три лавки и два трактира. Дом купца Щёголева стоял недалеко от этой пристани. Большое двухэтажное здание сохранилось и сейчас (одно время в нём размещался интернат школы).

Долгожительницы вспоминают, как детьми с криками «Щёголь едет!» открывали купцу ворота, отгораживавшие деревню от поля с пасшейся скотиной, за это он давал им мелкие монеты.

Дому №50 на улице Центральная больше века, он был построен при участии и прямом содействии купца Щёголева. Когда-то, в конце 90-х годов XIX века, хозяин взял в услужение красивую черноволосую девушку Катю из соседней деревни Плосково. Вскоре красавица-труженица вышла замуж, и купец предложил ей землю и лес под строительство жилья. Когда дом был выстроен, Екатерина Ивановна открыла в нём чайную, здесь же пекли баранки и булочки к чаю. После революции чайная прекратила существование, и некоторое время в доме располагалась сплавная контора, а потом его передали под жильё. Он очень крепок и, по всей видимости, ещё долго прослужит.

Сохранилось и здание бывшей больницы, построенное в начале прошлого века на средства помещика Славянинова и освящённое 2 августа 1905 года.

]]>]]>На ул. Центральная видна прекрасная аллея вековых елей, ведущая в усадьбу, считающуюся памятником истории и культуры, связанную со знаменитой фамилией Татищевых. Правда, В.Н. Татищев, государственный деятель и историк (1686-1750), родился под Псковом, но его родственники жили и под Новгородом. Большие работы в усадьбе были выполнены с конца XYIII века при А.А. Татищеве.

Памятник датирован, исходя из архитектурных форм концом XVIII века. Автор, строитель неизвестен. Судя по плану 1800 г. уже в это время усадьба была хорошо обустроена. В ней имелись несколько жилых и множество хозяйственных построек, довольно обширный парк. Усадьба принадлежала в эти годы подпоручику Гавриилу Гаврииловичу Котову. В начале XIX в. Имение было размежевано, и часть земель перешла другим владельцам Шахматовым и Грейс.

Татищевым усадьба, вероятно, перешла в конце XIX века, т.к. еще 1885 году часть земли имения принадлежала В.К. Грейс. Это типично дворянская усадьба конца XYIII века, построенная в стиле усадебного классицизма, в центре которой стоит двухэтажный каменный дом. Сохранился герб-медальон семьи Татищевых. К сожалению, в здании не сохранились крыльцо с каменными колоннами и два балкона на втором этаже. Планировка комнат не изменена, кое-где виден паркет, вероятно, сделанный из липы, с остатками резных украшений. Сохранились двери и рамы со старинными бронзовыми ручками, но печи, покрытые кафелем, можно увидеть только на фотографиях. К дому пристроен флигель, соединяющийся с ним пятью медальонами-гербами, в котором располагалась баня.

Усадьба была электрифицирована, на реке Волме имелась электростанция. По водопроводу подавалась вода, в подвале флигеля сохранились водопроводные трубы. Памятник представляет художественную и научно - историческую ценность, как родовое гнездо Татищевых и как хороший образец усадебного классицизма конца XVIII века.

Поместье окружал парк пейзажной планировки площадью 4 га, и сейчас можно проследить центральную аллею с вековыми елями, липами и вязами. Это памятник садово-паркового искусства конца XVIII-начала XIX века. Старожилы ещё помнят прекрасные кусты роз, которыми изобиловал парк. Частью усадьбы было и искусственно выкопанное озеро (в просторечье «озерко»), окружённое красивой резной решёткой. Посередине озера виднелся островок, между дубами и вязами стояли изящные статуи, лёгкие беседки и летний театр.

На усадебной территории находились винные и продовольственные погреба, различные хозяйственные постройки. Одна из них, двухэтажный бревенчатый амбар, покрытый четырёхскатной щепяной кровлей, сохранилась и доныне, находится в д. Жерновке, куда была ранее вывезена.

Возле усадьбы стояли три дома для прислуги, один из них дошёл до наших дней в первозданном виде. Это двухэтажная деревянная жилая постройка конца XVIII-начала XIX века - «теремок». В ней вызывают интерес фасад и крыша с деревянной резьбой: в декоре домика почти полностью сохранилась древняя оберегающая символика. Красива богатая деревянная резьба на фасаде с изображением хода солнца от восхода до заката, резной волнистый орнамент подобен небесным волнам.

Красоту дома подчёркивают наличники окон, обрамлённые ставнями, на них можно разглядеть изображения растительных символов из листьев, зелени и животных. В основании фронтона сохранились остатки старинного широкого балкона.

В имении были кожевенные и сырные заводы, столярная, токарная и красильная фабрики и другое хозяйство, позже упразднённое.

]]>]]>Последним владельцем усадьбы А.А. Татищева являлся хозяин лесопильного завода В.М. Славянинов, живший здесь с семьёй. Остатки завода сохранились и до наших дней. Выше по течению 500 м от электростанции стоял мост, соединявший правый и левый берега Волмы. Продукция лесопильного завода отправлялась на баржах в Новгород и Санкт-Петербург. После революции дом Славянинова был передан школе. Могила Славянинова находится на Устьволмской земле.

Чуть далее по реке Волме расположились деревни Великая Нива, Вороново, Жёрновка, 1-е и 2-е Курово, Сергеево и другие. Всего их насчитывалось 25. Население привлекалось к работам на окрестном кожевенном заводе и на лесных промыслах. По праздничным дням жители ходили в церковь Устьвольно, затем делали покупки у местных торговцев и оставались на гулянья. 20 июля и 8 сентября были храмовыми праздниками, во время которых устраивались народные гулянья и небольшая ярмарка. Летом в этих местах можно было видеть в большом количестве приезжавших дачников.

Революция многое изменила в этих местах. В 1929 году на землях помещика Славянинова организовали сельхозартель «12-й Октябрь». Долгое время председателем колхоза трудился П.А. Голубев. Колхоз был передовой: построили свою гидроэлектростанцию, ввели сдельную оплату труда, хозрасчёт в животноводстве. Колхознице М.С. Владимировой, добившейся высокой урожайности льна, в 1939 году в Москве М.И. Калинин вручил медаль «За трудовое отличие».

В годы Великой отечественной войны Усть-Волма была прифронтовым селом. В округе находились три действующих аэродрома: Жёрновский, Ветренский и в д. Кленино, где базировались самолёты У-2 и МИГи. В госпиталях, один из которых размещался в школе, находились раненые. Многие жители села сражались на фронтах той страшной войны и героически погибли. В память об их героизме при въезде в село был установлен обелиск по проекту учителя-пенсионера И.В. Кузьмина и лесничего В.И. Смирнова. На нём высечены фамилии 180 местных жителей, погибших за свободу Родины.

В Усть-Волме установлен обелиск и лётчику капитану П.В. Кулакову, командиру авиаполка, погибшему и похороненному этих местах.

Немало пришлось потрудиться жителям деревни в трудное послевоенное время, чтобы поднять разрушенное войной хозяйство. В 1965 году был организован совхоз «Устьволмский», чуть позже введены в строй новые ремонтные мастерские, столовая, детский сад. В 80-е годы стабильно работал цех животноводства: увеличивалась продуктивность скота, выполнялись планы по реализации молока и мяса государству. В конце столетия на месте совхоза создали коллективное предприятие «Устьволмское», затем сельскохозяйственное промышленное предприятие «Устьволмское».

Давно поменяло свой облик село, стало другим, но по-прежнему утопает в зелени и радует живописной красотой душу каждого приезжего человека. В настоящее время Усть-Волма - это центр Устьволмского сельского поселения, в ней проживают 319 человек, летом население увеличивается за счёт многочисленных дачников, которым навсегда пришлись по сердцу эти красивейшие места.

Культовые памятники Усть-Волмского края.

Церковь Великомученицы Параскевы Пятницы, м. Точенка

]]>]]>

Неподалёку от д. Ветренка находится местечко под названием Святой ключик или источник святой Параскевы. Молва об этом источнике, имеющем, по мнению верующих, особые целительные свойства, давно вышла за пределы Новгородчины.

По преданию однажды местным жителям на Точенке прямо на дереве было видение иконы Параскевы Пятницы. А вскоре возле этого места образовался источник, вода из которого, случалось, даже безнадёжно больных возрождала к жизни. Весть о её целебной силе быстро разнеслась по округе, и с тех пор источник стал местом паломничества тех, кто поверил в Божью благодать. Два раза в год, в пятницу перед Ильиным днём и в октябре на Параскеву Пятницу, совершались крестные ходы с огромным количеством народа.

В 1904 году рядом с источником поставили церковь, но в 1927 году она перестала быть действующим храмом и вскоре пошла под снос. И только фундамент до сегодняшних дней стоит немым укором о прошлом.

В наше время этот праздник отмечается с большой торжественностью. Сначала в церкви Петра и Павла проходит праздничная литургия, потом процессия движется с крестным ходом (проводится ежегодно в Ильинскую
пятницу) к месту, где когда-то местным жителям явилась Святая. В церковной литературе удалось отыскать сведения, что этому крестному ходу более 600 лет, он считается одним из древнейших на Руси.

Каждый жаждет трепетно прикоснуться к иконе святой Параскевы. Затем священник опускает в источник золотой крест, молится о здравии и благополучии страждущих, благословляет прихожан - с этого момента вода считается целительной, святой. Все стараются умыться ею и набрать с собой впрок. Несколько лет назад была возведена новая часовенка, куда может прийти любой желающий помолиться. В настоящее время у Святого ключика построена купель, чтобы страждущие могли искупаться в целебной воде.

Святой родник у реки Ветренка входит в природно-заповедный фонд.

Церковь Петра и Павла, д. Холова

]]>]]>Эта небольшая деревянная церковь была построена в 1849 году, освящена во имя апостолов Петра и Павла. Перед входом в храм было крыльцо из пяти ступеней. При входе прихожан встречала икона, изображающая Петра и Павла во весь рост. Слева от входа вела на колокольню лестница. В двух помещениях проходили службы, а в третьем продавали свечи и разную церковную утварь.

В 1909 году настоятелем церкви назначили П.А. Граничнова, прослужившего в ней 28 лет. Старожилы вспоминают, что батюшка относился к службе очень ревностно. Они проходили по воскресеньям и большим праздникам, во время богослужения стояла тишина.

Во времена гонений на религию церковь в д. Холова была разорена и закрыта. В 1937 году отец Павел был расстрелян. В 1967 году на день Варлаама Хутынского церковь Петра и Павла сгорела во время сильнейшей грозы.

В настоящее время она восстановлена, 12 июля 2006 года вновь освящена. Сейчас она подобна терему сказочной красоты с изящными куполами, сияющими новым убранством. 

Часовня святого мученика Трифона

В деревне Олешня на средства местных жителей построена единственная в Новгородской области часовня святого мученика Трифона. Издревле на Руси мученик Трифон считался покровителем рыболовов и охотников.

В Устьволмском сельском поселении находится охотничье хозяйство «Традиция», куда во время охотничьего сезона любители обращаются за лицензией. В часовне же можно обратиться к святому Трифону, чтобы испросить удачи на охоте.

На территории хозяйства гости могут отдохнуть в охотничьем домике, в будущем здесь планируется строительство базы отдыха.

Неподалёку от «Традиции» в живописном сосновом бору расположена база отдыха «Серебряный бор», в которой можно отдохнуть с дороги и помыться в настоящей русской бане.

Легенды и были Устьволмского края, собранные местными жителями.

«Нецев омут»

]]>]]>Недалеко от деревни Жёрновка протекает река Волма всем известная в округе. И есть место на реке Волме с названием Нецев омут. Старые люди, которые рассказывали эту историю, и сейчас побаиваются этого места.

Говорят, что в омуте жил водяной. Уж слишком много людей он к себе забрал, и перестали местные жители из этого места воду брать и купаться. И очень долго это место считали опасным местом. Нашёлся один мудрый отшельник, который подал совет: «Иконами берег обнести и читать молитву «Отче наш». Так и сделали. Собрались мужики с иконами, отслужили молебен всем селом. Смотрят, вода над Нецевым омутом завертелась вьюром, помутнела, и все поняли, что потревожили водяного. Но с берега никто из мужиков не ушёл, смотрели, как водяной бесится. Смотрят, а вода большой волной побежала, говорят, что во Мсту докатилась. И там начал водяной крутиться, вертеться, наверное, где-то себе место поудобнее выбирал, потому что до сих пор на Мсте много омутов имеется.

А Нецевым назвали этот омут потому, что на берегу Волмы около омута жил старик со своей семьёй, а прозвище ему было Нец. Вот это место и называется до сих пор Нецев омут, а стародавние загадки ещё до сих пор, нет-нет, да и проявятся. Вот так правда, с виду Нецев омут тихий и место красивое, но, как говорят, «в тихом омуте леший водится», наверное, так и есть.

«Цыганский луг»

В самом конце деревни Усть-Волма на левую руку от центральной дороги, которая проходит по деревне, есть место, которое жители называют Цыганский луг. Хорошо видно это место с автобусной остановки.

Летом Цыганский луг особенно красив. Река Волма своим руслом огибает западную, восточную и северную части луга, а с южной расположилось городище - древнее поселение славян, которое сейчас выглядит, как большая высокая сопка, украшающая рельеф Устьволмского края.

Цыганский луг был давно облюбован цыганскими таборами, которые с ранней весны и до поздней осени на кибитках, запряжённых лошадьми, сменяли один табор другим. Цыганский луг - удобное место для кочёвки цыган. Река огибает луг с трёх сторон, травы для лошадей хватало, да и раздолья тоже.

Цыгане прибывали не одной семьёй, а две-три. С утра до вечера красавицы-цыганки с ядроглазыми цыганятами ходили по ближайшим деревням: Великая Нива, Жёрновка, Ст. Заберенье, Заволонье - с целью заработка. Маленькие цыганята станцуют, споют, и, глядишь, на вечер себе заработали гостинцев. А красавицы цыганки предсказывали судьбы деревенским жителям. За гаданье жители давали всё, что имелось в доме: мясо, молоко, хлеб, картошку, монеты. А не дать - боялись цыганского проклятья. Ведь цыгане испокон веков считались гипнотизёрами и магами. Не дай бог нерадивого хозяина, цыганка отблагодарит руганью, то всё - пропадай. Век света белого не увидишь. Поэтому каждый, к кому приходили цыгане, хоть краюшку хлеба давали.

Целое лето дымились костры с котелками и чайниками у цыганских шатров на Цыганском лугу. А вечерами лились звонкие, мелодичные цыганские песни у костра, которые по свежему вечернему воздуху слышно было далеко. Если их слышали в Великой Ниве или Жёрновке, жители говорили: «Опять цыганский табор пожаловал».

Молодёжь, девки и парни, зачастую навещали цыганские таборы. Девки приходили к цыганкам-гадалкам узнать о судьбе, да и о своих возлюбленных. Парни приходили полюбоваться красавицами цыганками, которые так и притягивали как магнитом в их табор. Вечера у цыганского костра проходили неизменно за кружкой ароматного чая, который нежно припахивал дымком, и за весёлыми, вольными песнями цыган.

Здешние жители говорили, что даже в послевоенное время, нет-нет, да бывало и заедут на ночку на Цыганский луг цыгане. Может, по духу узнавали, что когда-то здесь ночевали их предки.

«Тайна Глубокой ямы»

]]>]]>Есть в Устьволмских краях места, которые до сих пор заставляют задуматься о происхождении их названий. Почему, например, большое поле, с востока, с юга и запада заканчивающееся склонами, называют Поклонница? А о Глубокой яме, которая примыкает к ней на правой стороне устьволмского кладбища, ходят мифы. Это всё корни нашего прошлого, которые ещё тонкой ниточкой кое-где протягиваются в памяти людей. Эти давние рассказы и слухи пришли к нам из глубины веков.

Наши предки-славяне селились по берегам рек Волма и Мста очень-очень давно - где-то в IX-X веках. А свидетельствуют об этом сопки и курганы, которых по берегам этих рек очень много. Основным занятием у славян было скотоводство, земледелие, бортничество. Прожить без этого было бы просто невозможно. Верили наши предки и в сверхъестественную силу богов. У них были свои боги и места поклонения им. Вот как раз Поклонница - одно их тех самых мест.

На утренней заре, в момент восхода солнца, встав на колени и протянув руки к солнцу, предки просили: «О, Бог солнца Ярило, дай сегодня земле тепла, света и благоденствия!» И низко ему кланялись. Если день проходил удачно (Бог выполнял просьбы), шли предки на вечерней заре отблагодарить его. Поклоны со словами благодарности были устремлены на запад, где солнце садилось.

Если урожаи у предков удавались на славу, они устраивали паломничество на Поклонницу и благодарили Купалу - Бога земных плодов: «О, Бог Купала, благодарим тебя за добрый урожай, прими от нас зёрна пшеницы, ячменя, овса и низкий поклон тебе».

Богов у предков-славян было много: Перун - Бог войны, Стрибог - Бог ветра, Лада - богиня плодородия. Вот и приходили они на Поклонницу просить или благодарить богов. Вот с тех пор поле поклонения богам называют у нас Поклонницей.

А какой же тайной укутана яма, которую у нас называют Глубокая? А примыкает она с западной стороны к Поклоннице. Было это или нет, точно сказать никто не может. Предки, которые поклонялись богам на открытой местности (гласит легенда), с годами якобы выстроили церковь со звонницей, куполами именно на том самом месте, где сейчас Глубокая яма. По праздникам звонили колокола на всю округу, собирая людей на службу.

И вдруг в одну из ночей церковь ушла под землю вместе с людьми - её служителями. Проснулись, смотрят, а церкви нет. Только осталась одна глубокая яма. Говорят, что часто слышались стоны, молитвы и звон колокольный над ямой.

У того, кто сегодня спускается в эту яму, в душе появляется какой-то дискомфорт, хочется моментально подняться наверх. А теперь только остаётся думать и гадать, было ли всё это так или нет?

«Алёнушкин камень»

]]>]]>Возникла эта легенда очень давно, когда ещё не было на свете наших прапрабабушек, а о бабушках и говорить не приходится. А хранила эту легенду старушка, которая жила на берегу реки Волма как раз недалеко от того места, где и происходило событие.

По окраине деревни Великая Нива протекает река Волма, всем известная в районе, русло которой с обеих сторон взяли в плен крутые берега. И есть на этой реке Волма место с большим камнем валуном, который от природных катаклизмов глубоко осел в воде, в метрах десяти от берега, и называют это место деревенские жители - Алёнушка или Алёнушкин камень. Что же это за легенда, которая так давно увековечила название этого места?

А дело было так. Давным-давно деревня эта имела столько девиц-красавиц и молодцев, что словами и не передать. Каждый вечер собирались девицы и молодцы на гулянье. До рассветных зорь лились звонкие девичьи песни, слышался заядлый смех молодцев. Жил в этой деревне молодец Алёшка красоты неписанной. Девки гурьбой бегали за ним, страдали, ночами не спали. Не одна подушка слезами смочена, не одна ночь бессонная проведена. А он никак не мог выбрать себе подругу по душе, хоть и были девицы одна другой краше.

Однажды в полночь, наслушавшись вдоволь девичьих песен, пошёл Алёша с раздумьями на берег Волмы, сел на крутой берег прямо напротив камня валуна. Сидит, думает, слушает песни раскатистого соловья, кукушку, которая кукует рядом над водой и трогает за душу. Ночь тёплая, летняя. В небе кое-где мерцают звёзды, яркие блики луны освещают всё вокруг.

-Как хорошо, - подумал Алёша, закрыл глаза и на минуту задремал. Вдруг слышит Алексей, кто-то тихо плещется в воде. Открыл глаза, смотрит и глазам не верит: девушка-русалка играет с ночной рябью воды. Тихо подплыла к большому камню валуну, распустила светло-русые волосы и смотрит на серебряные отблески воды.

Алексей обомлел: ведь это натуральная русалка! Но нарушить её ночной отдых Алёша не решился. Он, не моргая, смотрел на девушку-русалку, поражаясь её красотой.

Вот моя судьба. Вот моя любовь, - подумал Алексей. Он долго сидел и смотрел на камень, где сидела девушка-русалка. Стало светать, и русалка уплыла.

На другой вечер Алексей, не думая о гулянье, в полночь снова отправился на берег к камню, в ожидании стал смотреть на воду и ждать, когда же снова появится русалочка. Ночь стояла тихая, светлая. Вода, не торопясь, играла с камушками, осокой. Но вот она около камня валуна зарябила, и показалась русалочка. Она заметила, что Алексей снова пришёл, не торопясь, села на камень и стала смотреть на Алексея. Он и она долго смотрели с замиранием сердца друг на друга. Алексей, наконец, тихо спросил:

-Кто ты? Как тебя зовут?

-Я русалка Алёнушка, иди ко мне на камень.

Алексей, не задумываясь, перешёл к Алёнушке, и, сидя с ней вдвоём, долго, до самого рассвета, любовались друг другом.

И так каждый день тайком они стали встречаться, а расставались только на день. В деревне девицы и молодцы заметили, что Алексей совсем перестал приходить на вечерние гулянья, на девиц совсем перестал обращать внимание. Решили девицы посмотреть, куда ходит Алексей, с кем встречается. Ведь не одна девица караулила и выслеживала Алексея, чтобы хоть поодаль насладиться его красотой. Но вот опять наступила долгожданная полночь. Алексей снова отправился к своей возлюбленной. Но этот вечер для них был последний. Разгневанные девицы, увидев Алексея с русалкой, закидали их камнями, стали угрожать Алёнушке, что сейчас созовут народ с деревни и выловят её в сети. Русалочка поцеловала Алексея и крикнула ему:

-Алексей, ищи меня в других реках! - и уплыла навсегда из этих вод.

Через несколько дней наш герой ушёл из деревни на поиски своей русалочки. Нашёл он её или нет - никто не знает. Очень хочется верить, что они вместе. Только вот место, где они встречались, до сих пор находится на речке Волма. Не верите? Съездите, посмотрите, может, и к вам приплывёт русалочка? Как знать?

Ильин день в Усть – Волме

Это было 300 лет назад, а может и больше. Точно сейчас никто сказать не может, но, однако, то, что случилось в Усть – Волме кое- кто рассказать может, потому что историю своего края многие передают из поколения в поколение.

А случилась эта история с проведением и почитанием праздника так…

Однажды церковный служитель благословил деревню Усть – Волма на престольный праздник Илью именно 2 августа, но жители после благословения все, как всегда вышли на заготовку сена для личных хозяйств, потому что день не предвещал ничего; погода стояла отличная солнечная. Но ближе к вечеру налетел смерч, который в считанные минуты размел все сено на лугах, стога которые уже были сметаны, поднимало к небу и переносило на большие расстояния. Один мужчина, который стоял на стоге и метал, был ураганом поднят в небо и перелетел через реку Мсту на Маловишерскую сторону и летел до деревни Воронья Гора.

Нашли этого мужчину мертвым. Остальные люди, перепуганные страшной стихией, прятались в оврагах, кустах, убегали до ближайшего леса. Когда закончился ураган, то многие жители, возвратившись, домой, не увидели крыш на домах, поломанные заборы, выбитые стекла на окнах. Вот с этого «памятного благословения» устьволмцы и празднуют этот день Ильи, как престольный праздник.

 
Список использованной литературы:
 
 
1.Сто Новгородских сел: Памятники – символы Родины в идейно - воспитательной работе./ Отв. составитель и автор П.М. Золин. – Новгород, 1990 (выпуск первый).- С. 58 – 59
2.Памятники истории и культуры Новгородской области: каталог/составители: Мищенко Л.В., Акимченко Г.Г., Алексеева Н.Е и др.-1999, Великий Новгород.- С.273-291
3Архивные источники. Описание памятника истории и культуры Усадьба Татищевых в д. Усть - Волма Крестецкого района Новгородской области
4.Егорова О. «Видящее силы небесныя плотию страждующуюся Параскеву …»:// Крестцы.- 2004.- 4авг.-С6-7
5.Егорова О. «Святая Великомученица Параскева, моли Бога о нас…»//Крестцы.- 2007.-4авг. – С.4-5
6. Гурчонок П. Усть – Волма и люди // Ленинское знамя.- 1983.-27 сент. – С.4
7. Легенды и были Усть – Волмского края, собраннее жителями деревни.
8.Фролов АА. Населенные пункты конца XV века погостов по реке Волме в Деревской пятине // Новгородский архивный вестник.- 1999.- Вып.1.-С.116-137
 
 
Г.А. Чубатая - корреспондент газеты «Крестцы»
С.Б. Андреева – директор Муниципального учреждения культуры «Крестецкий районный краеведческий музей».
 М.С. Шуричев – заслуженный учитель Российской Федерации, учитель истории высшей квалификационной категории.
Н.С.Смирнова – составитель

 

]]>]]>