Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

По материалам III Троицких чтений

]]>]]>

Ценность на все времена

Вновь крестецкая земля встречала участников Троицких образовательных чтений. Уже третьих. В этот раз они были посвящены «Христианским ценностям в воспитании и образовании детей и юношества».

На чтения съехались практики, развивающие традиции духовно-нравственного образования и воспитания, реализующие принципы традиционной православной педагогики и семейного воспитания. Транслировался бесценный практический опыт.

Участников столь значимого мероприятия приветствовали и напутствовали настоятель храма во имя Святой Троицы иерей К. Буланушкин и Глава администрации муниципального района С.А. Яковлев.

Протоиерей А. Ранне, председатель отдела религиозного образования и катехизации Новгородской митрополии РПЦ, остановил внимание присутствующих на некоторых положениях вопроса «Нравственные ценности и относительность норм законодательного права». Он отметил, что закон должен отвечать общим потребностям человека и лежать в основании общественного поведения людей. А для этого человек должен принимать нормы закона. Однако закон имеет категорическую форму, всякая же приказная форма вызывает внутренний протест человека. Если законодательная норма не отвечает его внутренним потребностям, она плохо воспринимается и исполняется. Так и с детьми: чем больше к ним взрослые обращают приказы, оказывая некое давление, тем хуже они их исполняют.

Общество, его законодательная система подчиняют человека. Возникает проблема защиты человеческой личности, его внутренней жизни. Когда он становится ответственным за свою жизнь, тогда становится человеком. Именно церковь обращается к его внутреннему миру, к душе. Примером тому – Таинства венчания, исповеди и другие. К ним нужно себя готовить.

Все законы и нормы относительны, мир постоянно меняется. Они должны приспосабливаться к переменам. Но глубже законодательных норм лежат ценности, которые эти нормы защищают. Самая большая ценность - человеческая жизнь. Её ценность защищена законом. Вместе с тем духовная жизнь человека есть самая большая ценность. На этом строилась культура христианства. У ребёнка своя внутренняя жизнь, но за неё он несёт ответственность. Ему надо объяснять, перед кем - перед Богом. Если поймёт, тогда станет личностью.

Большую помощь в плане методических рекомендаций к преподаванию курса «Основы православной культуры» педагоги получили от ведущего специалиста отдела образования и катехизации Новгородской митрополии РПЦ О.Н. Фёдоровой.

Она сделала акцент на то, что в настоящее время духовные изыскания народа являются основой сохранения государства. Поэтому, приходя в школу, нужно говорить с детьми о том, что главное в жизни, как жить, чтобы жизнь состоялась. Постигнуть богатое наследие Православия непросто. Как и чему учить детей в рамках курса ОПК? Прежде всего, нужно определить стиль отношений с ребёнком. Успешность преподавания во многом зависит от эмоционального состояния, которое он получает на этом предмете. С первого урока надо включить все его эмоциональные каналы и адаптировать курс на конкретный возраст детей. Занять все каналы восприятия ребёнка помогут рисование элементов, проектная деятельность, конструирование, моделирование, чтобы в совместном поиске с учителем постигать окружающий мир.

При этом обращать внимание на чувственное восприятие ребёнка, его эмоциональную сферу. Проектировать модели поведения, готовить сценические эпизоды, использовать вокальное воспроизведение. Ребёнок должен участвовать в поиске истины на каждом уроке. Она пожелала использовать предмет, как радость, и не бояться его.

Иерей И. Грибов, клирик храма Святых Петра и Павла г. Валдай, остановился на вопросах воспитания в современной христианской семье. В качестве примера он привёл опыт семейного воспитания в многодетных семьях 17 века, когда воспитание было соборным. Решающую роль оказывали единый жизненный уклад и единое мировоззрение притом, что родители воспитывали в меру своих сил. В основе воспитания была идея, когда поступки требовали нравственной оценки. Ставилась цель - просто воспитать человека, а если у него дарования, развивать их. Первоначальным и непреложным был закон: я делаю то, что делал мой отец. При этом главное - пример: если я хочу видеть своего ребёнка таким, то и я должен быть таким. Отсюда и учитель, наставник должен быть добродетельным человеком.

С приходом христианства внимание к воспитанию усилилось. Образец тому «Слово о воспитании» Иоанна Златоуста. Воспитывающий должен сам обладать добродетелями, умом и волей, быть примером высокой христианской нравственности - глубокой, истинной, живой. Дети очень нуждаются в примере для подражания. Только терпеливым постоянством можно достичь результата. Не потворствовать прихотям человеческим, всегда думать над тем, что взять из современной культуры для духовного развития человека.

Старший научный сотрудник Старорусского краеведческого музея Т.И. Попова представила презентацию опыта работы «Музейная педагогика и православная культура в современной музейной коммуникации». В музее работают с учащимися школ и дошкольниками. При этом используют различные формы и методы: первое знакомство с иконой, интерактивные игры, настраивающие на экскурсии. Проводят совместные для детей и родителей экскурсии. Стали организовывать паломнические поездки в Леохновский монастырь - вначале с экскурсией, затем на молебен и трудничество. В детских садах устраивают выездные выставки и фольклорные праздники.

Она же рассказала об опыте работы по программе «Древняя каллиграфия - путь к духовности» для дошкольников и учеников начальных классов. Здесь развитие умений сочетается с изучением истории письма, богатым разнообразием творческих работ на материале православной культуры.

В работе чтений приняли участие преподаватели воскресной школы церкви святого благоверного князя Александра Невского В. Новгорода.

А.Н. Митясов повёл разговор на тему «Патриархальный уклад семьи как основа становления личности ребёнка». Он поднял проблему ослабления отцовства в современной семье, утраты доминирующей роли мужчины и как следствие - ослабление семьи и государства. Сегодня только 10% светских семей, где главой является мужчина.

По его словам, это отражение исторических условий нашей страны. В русской патриархальной семье вплоть до 1917 года положение мужчины было доминирующим. Мальчики смотрели на отца, как на пример для подражания. После 1917 г. было принято немало законов, сыгравших негативную роль в укладе семьи. Длительные массовые репрессии значительно снизили численность мужского населения. Заботу о семье пришлось взвалить на себя женщинам. Разрушение традиционной передачи семейных ценностей также ослабило отцовство. Сегодня появилось выражение «безотцовое» общество. Это беда нашей страны, ведь с падением авторитета отца рушатся и другие авторитеты.

Отцовский подход к воспитанию детей отличается от материнского. В основе, конечно, любовь, но какая? Отцовская – условная, требовательная, материнская же - безусловная, слепая, не знающая границ, всё оправдывающая. Для нормального развития ребёнок нуждается и в том, и в другом. Дети разведённых родителей труднее адаптируются в обществе, чаще совершают асоциальные поступки. Мальчики особенно чувствительны к падению авторитета отца. Для девочек важнее всё же отсутствие конфликтности в семье. Нельзя недооценивать мужское влияние на ребёнка. У девочек и девушек нужно воспитывать готовность воспринимать мужчину как главу семьи. А для этого педагогам, прежде всего, самим в себе нужно изменить стереотип поведения и восприятия.

С.И. Кукушкина поделилась методическими разработками интегрированных занятий «Изодеятельность и введение в Закон Божий для детей 3-7 лет». Их особенность в организации совместного пребывания на занятиях детей и родителей. Читая небольшие рассказы, подбирая к ним иллюстрации, занимаясь лепкой, рисованием, аппликацией, дети вместе с родителями учатся постигать азы духовной жизни. Очень любимы всеми организованные в приходе семейные посиделки с чаепитием, просмотром видеосюжетов, изготовлением поделок всей семьёй и др.

Педагоги п. Хвойная – непременные участники всех Троицких чтений. Теме «Духовная поэзия» посвятила своё выступление Г.Е. Андреева, член Союза писателей России. Она представила вниманию авторские поэтические произведения, в которых подняла и обозначила болевые точки современного общества: потерю жизненных ориентиров, острую детскую тоску воспитанников интерната по матери и хорошей семье, одиночество пожилых людей, проблему наркомании в молодёжной среде и др.

И.А. Полищук рассказала о совместной работе с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста. Учитель работает по авторской программе «Народоведение», активно привлекая в урочную и внеклассную деятельность родителей своих учеников.

Презентацию «Комплексный анализ иконы на уроках искусства и ОПК» продемонстрировала З.В. Миронова, учитель искусства и ОРКСЭ МАОУ «СОШ №13» В. Новгорода. Икона изучается как уникальное произведение искусства, через которую человек  познает духовный мир и свою душу. Педагог учит детей видеть икону: анализировать изображение, попутно знакомясь с библейскими сюжетами, понимать язык символов, значение жестов и персоналий икон, символическое значение человеческих фигур, животных, растений,  в целом композицию и многое другое.

В этом году в работе чтений приняли участие педагоги Дома детского творчества «Современник» из Санкт-Петербурга.

В.В. Кайдун представила систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей средствами традиционной культурына примере созданной 12 лет назад школы русской традиционной культуры «Горница», в которой дети, начиная с 6 лет, осваивают музыкальный фольклор, танец, этнографию, традиционное рукоделие, народную игру и другое, тем самым прикасаясь к истокам своей культуры. В качестве образца была представлена деятельность фольклорного ансамбля «Горница», существующего уже 18 лет. Жизнь и деятельность коллектива наполнена проживанием годичного народного календаря. Музыкальный фольклор, театр массовых зрелищ, спортивные состязания, традиционные красочные обряды, поездки в фольклорно-этнографические экспедиции и другое делают жизнь воспитанников насыщенной и интересной.

Её коллега Т.В. Ананчёнок поделилась богатейшим опытом использования русских духовных песнопений в качестве средства воспитания детей и раскрыла их огромное влияние на становление личности ребёнка. Она порадовала слушателей вокальным мастерством исполнения продемонстрировала традиции исполнения духовных стихов - тропарей Рождеству и Пасхе.

Учитель русского языка и литературы первой школы З.Д. Филиппова представила тему «Воплощение христианского идеала в жизни. Царственные мученики». Она показала на примеревенценосной семьи Романовых идеал семьи, построенной на христианских ценностях, которая смогла преодолеть и неприятности, и беды, и войну, и предательство, и смерть. Воспитание детей в христианских традициях простоты и скромности, любви к родине, стремлении родителей не прятать их от жизни не только в радостных, но и скорбных её проявлениях подготовило ко многим испытаниям.

Немало положительных эмоций вызвала театральная инсценировка «Испорченные нравы – корень зла» по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Ученики первой школы блестяще справились со своими ролями (на снимке), а помогли им в этом работники Ямского Дома культуры.

Чтения завершены. Поднята весьма востребованная в настоящее время тема. Верится, что внимание общества к острой необходимости нравственного воспитания детей и укрепления института семьи будет только возрастать. Вместе с тем укореняться понимание, что только объединёнными усилиями семьи, Церкви и школы можно достичь результата. Другого не дано.

Г. Чубатая

по материалам газеты "Крестцы"