Классическая картинка давно ушедших лет, встречающаяся нам в исторических книгах и кинофильмах: деревенская изба с неизменными её атрибутами - печью, дощатым столом и скамейкой, у окна старушка с пряжей, рядом дочь со спицами в руках и внучка, увлечённая вышиванием. Подобные идиллические сцены воспринимаются нами, живущими в цивилизованном мире, как нечто экзотическое, не имеющее ко дню сегодняшнему никакого отношения. Напрасно, ибо это не только «кадры» истории, но и своего рода символ семейных отношений, основанных на общих заботах, скреплённых совместным, радующим душу занятием.
И пускай десятилетия отделяют нас от времени, запечатленного писателями, режиссёрами, художниками, эта тема актуальна и сегодня. Сугубо женское занятие - рукоделие до сих пор остаётся для многих представительниц прекрасного пола любимым делом, а нередко и профессией. И так же как в былые времена оно становится связующей ниточкой между поколениями. Вместе с навыками и мастерством наши мамы, бабушки передают своим дочерям, внучкам и любовь к творчеству.
Когда Галина Владимировна Иванова вспоминает своё детство, проведённое в Волгоградской области, перед глазами встают не только картины ребячьих забав, но и образ матери, Марии Матвеевны. И каждый раз она видит её за рукоделием: мать то шьёт вручную, то вяжет шаль из козьего пуха. Шаль большая, ажурная, пушистая, как мягкое облачко, она, маленькая девчонка, выбирает с неё лишний пух.
Сейчас трудно сказать, повлияла ли мать на дочь, или она сама пристрастилась к рукоделию, видя перед собой такой пример. Но, тем не менее, сколько себя помнит она постоянно что-то творила руками. В доме много связанных ею вещей - одна искуснее другой. Чего стоят, например, домотканые ковры, один из которых с олимпийским мишкой - глаз не оторвать. И профессия Галины Владимировны всегда была связана с вязанием. 26 лет проработала в трикотажном цехе КБО: вязала перчатки, джемпера, костюмы, платья.
-До сих пор на крестецких пожилых женщинах вижу наши изделия, - отмечает она.
Г.В. Иванова вспоминает эти годы как самые счастливые. На работу шла в приподнятом настроении, предвкушая процесс вязания. Она была профессионалом - за свой труд неоднократно награждалась почётными грамотами районного, областного уровней, Министерства лёгкой промышленности, ей четырежды вручался знак «Ударник пятилетки».
В цехе, который насчитывал около шестидесяти человек, жизнь била ключом. Мастерицы сами разрабатывали модели, два раза в год демонстрировали их в Новгороде, участвовали в конкурсах.
-Я у мамы была своего рода рекламой, демонстрирующей первые её модели, - разговор о преемственности ремесла продолжила дочь Галины Владимировны Т.А. Штоп. - Ещё учась в школе, с удовольствием и гордостью носила джемпера, водолазки, изготовленные мамой. Таких вещей ни у кого не было, девчонки завидовали. Запомнился джемпер тёмно-вишневого цвета с ажурной вставкой. Сколько радости было от таких красивых вещей.
|
Вязанием дочь не увлеклась, но пристрастилась ко всем другим видам рукоделия, к рисованию, лепке. Всегда очень любила вышивать, шить. Когда училась в 10-ом классе, ей купили швейную машинку. После окончания художественного училища была художником в кинотеатре «Русь», затем вела занятия с детьми по декоративно-прикладному творчеству в центре народного творчества. Более четырнадцати лет трудится здесь Татьяна Анатольевна, последние два года - директором.
Вслед за мамой пришла в центр и её дочка Лена. С шести лет он стал для неё вторым домом. Сейчас она учится в 6-ом классе, у неё очень много увлечений: поёт, рисует, занимается лоскутным шитьём, вяжет... У дочки, считает мать, есть очень хорошее качество: она во всём старается быть первой и всё выполнять качественно.
|
Ничего, считают мать и бабушка, что Лена не отдаёт предпочтение какому-то одному занятию. Главное, что она любит рукодельничать, творить красоту своими руками. Это очень важно для девочки, будущей женщины, какую бы для себя профессию она не выбрала. Не менее важно и то, что не прерывается нить, связывающая разные поколения искусниц, нить исконно русского отношения к творчеству.
Т. Смородина
По материалам газеты «Крестцы»
№22-23 от 7 марта 2009 года
]]>Закладка/поиск этой статьи:
]]>