Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

ИТОГИ РАЙОННОЙ ВИКТОРИНЫ "БЕЛОЕ КРУЖЕВО КРЕСТЕЦ"

]]>]]>

Гордостью и славой края с середины XIX века стала Крестецкая строчка. Всем нам известно, что эта вышивка, как народный промысел, зародилась на новгородской земле во второй половине XVIII века.

     

            Следует особо отметить, что до сих пор, интерес к народному строчевому промыслу вообще и фабрике «Крестецкая строчка» в частности, со стороны многочисленных туристических групп, проезжающих по традиционному туристическому маршруту через поселок Крестцы, по-прежнему чрезвычайно велик.
В 2008 году, в районе работал проект «Белое кружево Крестец», основной задачей которого, являлось проведение ряда мероприятий, содействующих сохранению уникального искусства, стимуляции интереса и стремления к освоению технологии промысла, среди широких слоев населения, а главное, среди детей и молодёжи.
Комитет по делам культуры, молодёжи и спорта Администрации Крестецкого муниципального района, МУК «Крестецкий районный краеведческий музей», центр народного творчества предложили всем жителям района принять участие в тематической викторине по истории Крестецкой строчки «Белое кружево Крестец», которая состояла из трёх туров:
 
I  туp - «Крестецкая строчка» - гордость русская»
II  туp - «Промысел Крестецкая строчка»
III туp - «Белое кружево Крестец»
 
Дипломом Iстепени награждены учащиеся восьмого «Б» класса МОУ "СОШ №2"
 
 Классный руководитель Шуричев Михаил Степанович
 Классный руководитель Иванова Майя Фёдоровна;
 Дипломом II степени награждена Мамардашвили Юлиана, учащаяся 8 класса МОУ "СОШ№1"
 Дипломом III степени награжденаСлепнёва Олеся учащаяся 11 класса МОУ "СОШ№1" (Диплом вручён классному руководителю Филипповой З.Д.)
Все победители награждены призами и памятными подарками, предоставленными ОАО «Крестецкая строчка».
 
Сегодня мы публикуем вопросы-ответы викторины.
 
 
 
Вопросы – ответы
Районной викторины «Белое кружево Крестец».
 
1 тур
Вопрос 1. Когда и где на новгородской земле зародился народный промысел «Строчка»? Что послужило толчком к его зарождению?
Вышивка «Крестецкая строчка», как народный промысел зародился в деревне Старое Рахино Крестецкого уезда Новгородской губернии во второй половине ХVIII века в результате хорошо развитого льноводства, Екатерининской столбовой дороги, проходившей через Старое Рахино.
 
Вопрос 2: Что помогло распространению строчевых изделий за пределы Крестецкого уезда?
Проезжающие по тракту купцы скупали понравившиеся им изделия и продавали их в других городах и губерниях.
 
Вопрос 3: Когда и на базе каких артелей был создан Крестецкий «Строчпромсоюз»?
1930 год объединил 2500 кустарей и три строчевые артели: Крестецкую, Валдайскую, Любницкую.
 
Вопрос 4: Где в Крестцах располагались цеха и школа «Строчпромсоюза»?
Школа располагалась в здании по ул. Московская 19
Цеха ул. Московская 19, современное здание фабрики, ул. Краснова (угол улиц Краснова и Чапчахова), деревянный двухэтажный дом на ул. Соколова (в настоящее время на этом месте  построен дом Багрянцева И.Н.)
 
Вопрос 5: Какой орган местного хозяйственного управления занимался строчевым промыслом в уезде с 1905 года?
В 1905 году строчевым промыслом стала заниматься земская управа, скупая небольшую часть изделий и продавая их за границу и по различным губерниям России. В 1907 году изделия Крестецких мастериц были представлены на всероссийской кустарной выставке в С-Петербурге. Коллекция изделий кустарей-одиночек участвовала в трёх выставках: в 1907 году в С-Петербурге; в 1908 году в международной выставке в С-Петербурге и международной выставке в Турине и на всех получила серебряные медали.
 
Вопрос 6: Когда в Крестцах было создано кооперативное товарищество «Художественная строчка»? Кто являлся первым председателем правления?
В начале февраля 1929 года в Крестцах создаётся кооперативное товарищество «Художественная строчка». Большую роль в создании товарищества сыграл первый председатель правления Пётр Иванович Архиреев, сам прекрасно владеющий строчевым искусством. Он же был инициатором создания музея фабрики.
 
Вопрос 7: Где находилась строчевая мастерская, в которой работали одни мужчины и кто её возглавлял?
В селе Старое Рахино в одной из строчевых мастерских были объединены мужчины, в совершенстве владевшие искусством строчки. Возглавлял её крестьянин Алексей Иванович Сухов- автор и исполнитель многих высокохудожественных рисунков.
 
Вопрос 8: Назовите наиболее известные изделия, созданные Крестецкими Мастерицами в довоенные годы.
В предвоенные годы лучшие мастерицы принимали участие в создании тематических панно, прославлявших достижения Советской власти. Одно из них- "Москва -порт пяти морей"- с изображением Мавзолея, контурами Кремля в лучах пшеничных колосьев. На всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году экспонировалась скатерть «Созвездие» с узором, изображающим 11 звёзд- по числу республик, входивших тогда в состав СССР.
 
 Вопрос 9: В каком году и для каких целей была основана экспериментальная мастерская?
Экспериментальная мастерская была создана в 1931 году. После организации такой мастерской все образцы для массового производства отрабатывались высококвалифицированными специалистами, с помощью хронометража точно определялись затраты времени, исчислялось количество материала, потребного для каждого изделия, утверждались разряды рисунков. Разработанные в мастерской технические карты вместе с образцами изделий, калькуляцией направлялись в артели, где продукция изготовлялась под наблюдением инструкторов.
 
Вопрос 10: Когда на фабрике началось освоение машинной строчки? Кто были в числе первых. Освоивших этот вид строчки?
С середины 1950-х годов началось освоение машинной строчки. Много сил приложили здесь Е.Ф. Баланина, М.П. Данилова, З.И. Иванова, Л.В. Алексеева, Х.М. Афанасьева, Н.Н. Потёмина и др.
 
2 тур
Вопрос 1: Какие основные формы характерны для орнамента «Крестецкой строчки»?
Крестецкому орнаменту характерны строгие геометрические формы, круги, звёзды, квадраты, всевозможные формы так называемых сновочных мотивов, напоминающие ромашки, васильки, подсолнухи.
 
Вопрос 2:Как называются основные элементы строчки?

"Решёточка", "Колышек", "Жучок", "Снопик", "Цепочка", "Козлик", "Фонарик", "Мыльный пузырь" и др.

Вопрос 3: Какие элементы включает в себя техника «Рассыпной гипюр»?

Выполняется по сетке с крупными клетками, которая обвивается одновременно с заполнением узора. Часть сетки заполняется крупными и мелкими «паучками» и тройной «штопкой». В местах пересечения проложенных ниток по диагонали выполняются мелкие «паучки», а в местах пересечения столбиков сетки и проложенных ниток по двум диагоналям- крупные «паучки», которые на фоне мелких кажутся россыпью драгоценных камней.
 
Вопрос 4: Как выполняется заготовка изделий под ажур?
После раскроя, на ткани точно размечается место, где появится рисунок, маленькими ножницами подрезаются и раздёргиваются нити. Время от времени делаются промеры величины отверстия сантиметровой лентой.
 
Вопрос 5: Чем пользуется строчильщица при выполнении строчевых изделий?
Ткань, пялы, ножницы, нитки, иголка.
 
Вопрос 6: Какой вид ткани использовался в строчевом промысле изначально?
 Небелёный лён.
Вопрос 7: Как называются основные мережки, используемые в современных строчевых изделиях?
«Козлик», «Жучок», «Сновочная мережка».
 
Вопрос 8: Какой вид узора показывает на высокое мастерство вышивальщицы? Расскажите об элементах этого вида узора и технике исполнения.
«Старинное вологодское стекло» - умение выполнить его признак высокого мастерства вышивальщицы. Обычно под «вологодское стекло» на ткани вырезаются крупные , в 2-3 сантиметра, клетки, в которых оставляются нити. Чтобы не было изгиба контура (края мотива), его закрепляют швом «через край». По диагоналям или в других направлениях по нитям настилаются сновки. Свободные нити уплотняются штопальным швом, или, как его называют в народе, «лапками», 3-4 нити перевиваются в плотные жгутики. Узор этот составляют три элемента – прокладки, мельчайшая сетка и петельчатый шов, он часто дополняется воздушными петлями, «паучками», «плашками». По-своему обрабатывается и край узора «вологодское стекло». На крупных мотивах он закрепляется петельчатым швом, на мелких и на тончайших тканях – обвивочным швом «валик».
 
Вопрос 9: Какие элементы включает в себя техника «старинный гипюр»?
Строиться на сновках – нитях, протянутых в горизонтальном, вертикальном направлениях или по диагоналям. В каждой из четырёх клеток квадрата. Вырезанного на ткани, сновки попарно заполняются настилом, и получается узор в виде восьмилепестковой ромашки.
 
3 тур
Вопрос 1: На каких выставках демонстрировались изделия строчки в 1911 году?
В 1911 году на 1-ой показательной выставке художественных промыслов России, которая проходила в С-Петербурге, экспонировались изделия со сновочными мотивами. В этом же искусство Крестецких мастериц получило мировое признание на выставках в Италии и Порт-Саиде.
 
Вопрос 2: Назовите фамилии людей, занимавшихся в начале ХХ века налаживанием строчевого промысла в деревне Старое Рахино?
Налаживанием строчевого промысла занимались члены Новгородского общества любителей древности: А.А. Булатов (в 1917 году - губкомиссар Временного правительства) и А.П. Рыкачёва- сестра председателя Новгородской уездной земской управы. А.А. Булатов приучал мастериц к новой технике - «сновочным» рисункам из густых переплетений нити.
 
Вопрос 3: Кто из жительниц Крестец являлась ближайшей соратницей П.И. Архиреева в деле становления строчевого промысла? Что вы можете о ней рассказать?
Елена Ильинична Шаф - одна из организаторов промысла в советское время. С 1917 по 1937 годы она проживала на улице Крыловской дом 14. Е.И. Шаф работала в промысле более 20 лет. В первые послереволюционные годы она организовала строчевые коллективы во многих сёлах и деревнях Крестецкого уезда. Елена Ильинична сыграла значительную роль в создании первых строчевых мастерских и артелей, в становлении промысла на промышленную основу, в формировании и неуклонном повышении художественного уровня изделий Крестецких мастериц.
 
Вопрос 4:Перечислите фамилиимастериц фабрики, удостоенных звания мастер- художник высшего класса? Кому оно было присвоено первой?
Присвоение звания мастер - художник высшего класса- это самая высокая оценка труда вышивальщицы. Оно присвоено: К.М. Морозовой, З.П. Софроновой,
М.П. Даниловой, В.В. Гавриловой, В.П. Кулёвой, А.П. Столбнёвой. Первой было присвоено К.М. Морозовой.
 
Вопрос 5: Каких наград удостоен коллектив фабрики «Крестецкая строчка» в период 1995-2005 годов?
1996 г.- «Факел Бирмингема»-международным институтом финансового и экономического партнёрства;
1996г.- Международный приз за лучшую торговую марку 1996 года- «Клубом лидеров торговли» и издательством ОФИСЕ.
2000г.-   Серебряная медаль за профессиональные заслуги - журналом «Aktualidad.
 
Вопрос 6: Кто из работниц фабрики удостоен звания «Заслуженный художник»?
Фёдорова Ираида Харитоновна поступила на фабрику в 1955 году
в качестве мастера - художника экспериментальной мастерской. С 1966 года была назначена главным художником фабрики. Изделия, созданные по её эскизам неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, где были отмечены серебряной и золотой медалями.
Афанасьева Мария Евгеньевна трудовую деятельность начала в 1971
году. Работала художником - модельером, художником, а с 1982 года -главным художником фабрики «Крестецкая строчка».
 
Вопрос 7: Кому из известных поэтов принадлежат следующие строки:
Перед вами я наверняка
Лишь простой надомник - одиночка,
Только бы была моя строка
Тонкой, словно крестецкая строчка...
Известный поэт Михаил Матусовский не раз бывал на фабрике. И однажды оставил в Книге отзывов эти строки.
 
Вопрос 8: Кто из работниц фабрики носит звание «Почётный гражданин посёлка Крестцы»?
Баланина Екатерина Фёдоровна -первый директор фабрики «Крестецкая
строчка». Трудовой путь её начался с 13-летнего возраста. После войны Екатерина Фёдоровна стала мастером строчевого участка, затем руководителем Крестецкой строчевой профтехшколой. Многие её ученицы стали замечательными мастерицами. С именем Баланиной связаны годы становления предприятия в послевоенное время. Много сил приложила Е.Ф. Баланина для развития машинной строчки. При ней происходило расширение производственных площадей.
Пашенцева Елена Васильевна-старшая браковщица фабрики «Крестецкая строчка». Долгое время она возглавляла экспериментальную мастерскую, руководила отделом технического контроля фабрики, предавала свой опыт молодым работницам.
 
Вопрос 9: В каком году был создан творческий вокальный коллектив «Хор фабрики «Крестецкая строчка»? Кто руководил этим коллективом? Сколько лет он просуществовал?
1968 год- год рождения хора фабрики «Крестецкая строчка». Руководителем коллектива была Соколова Лариса Ивановна- директор Крестецкой музыкальной школы. Хору было присвоено звание «Народный». Первыми баянистами были Николаев Н.Н. И Соколов А.И. Хор исполнял песни композиторов Аверкина, Пономаренко, новгородских композиторов Потапова, Никитина, Барулина. Старостой хора долгие годы являлась Софронова З.П. Хор был частым гостем в сельских ДК района, городах и районных центрах области, представлял Новгородскую область в городе -побратиме Ивано-Франковске, в составе творческой делегации выезжал в Венгрию и Румынию. В хоре были вокальная, танцевальная, частушечная группы. Коллектив просуществовал 26 лет.
 
Вопрос 10: Кто является автором вышивки "Тройка", хранящегося в фондах музея фабрики «Крестецкая строчка»?
Александра Осиповна Тихонова.
 
 
Вопрос 11: Назовите фамилии директоров товарищества "Художественная строчка" и фабрики "Крестецкая строчка".
Архиреев Пётр Иванович, Баланина Екатерина Фёдоровна, Иванова
Тамара Васильевна, Елина Нина Вениаминовна, Кулышев Михаил Дмитриевич, Ренкас Павел Николаевич, Гусева Валентина Фёдоровна.
 
Вопрос 12: Когда был создан музей фабрики «Крестецкая строчка» и для чего?
По инициативе П.И. Архиреева в деревнях района был начат сбор лучших работ, ставших затем основой для создания при фабрике музея. Это было в 1930 году. Создавая музей, администрация предприятия ставила задачу-сохранить образцы изделий лучших мастеров. Музей служил как бы постоянно действующей выставкой, в которой отражалось бы всё творчество мастериц во время проводимых конкурсов. И, наконец,музей служил экспериментальной мастерской, основным материалом для создания новых образцов. По этим образцам училась молодёжь.