Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Аэродром. Из истории аэродрома "Крестцы"

Предвоенные Крестцы.

Воздушные дороги были проложены в Крестцы ещё до начала войны. Уже в 1937 году началась расчистка места, под аэродром и за короткие сроки он был построен, уже в 1939 году его сдали в эксплуатацию.

Строительство аэродрома начиналось с привлечения местного населения п. Крестцы. Из воспоминаний местных жителей известно, что на месте аэродрома был большой лес, который подходил сплошной чертой к западным краям города. Часть леса занимало болото, которое называлось «Холодиха». Местные жители ходили туда за ягодами: клюквой, голубикой. По краям болота был лес, где росла малина и грибы.

Начало было очень тяжёлое, пилили деревья, кустарники, выкорчевывали пни, болото засыпали землёй, песком. Взлётные полосы посыпали гравием. Всё это делали вручную, подспорьем были только инструменты, как топор, пила, верёвки. Сначала спиливали дерево, топором вокруг пня обрубали корни, а потом, обвязав его верёвкой, вытаскивали. На один пень занято работой было два, а то и три человека. Поле засадили цветами: ромашки, васильки…

Из воспоминаний Минутиной Анастасии Александровны: « В начале 1938 года моя мама после основной работы шла расчищать аэродром и я вместе с ней. Было трудно так, как не было техники, мама срубала кустарники, а я их относила на край будущего аэродрома. Потом нас поставили на корчевку. Я, работала с мамой только три сезона – весной, летом, и осенью. Зимой ребят старались не брать».

Как стало известно из разговора с Максимовой, в 1939 году было открытие аэродрома. Сначала была торжественная часть, затем лётчики показывали своё мастерство в небе. Некоторых жителей даже катали на самолете. В завершение был показан праздничный концерт. Местным жителям было разрешено осмотреть аэродром, дети собирали цветы и плели венки.

Но об открытии - аэродрома в газетах не было, ни слова. Как говорят старожилы, это был военный объект, поэтому о нём и не упоминали газеты. Только в №192 за 20.08.39 в газете «Серп и молот» мельком есть упоминание о празднике авиации, прошедшем в нашем посёлке, а после него в Летнем саду – спектакль. Говорили, что с нашего аэродрома будут совершать учебные полёты. Но после войны стало известно, что в Финскую кампанию самолёты летали отсюда. Интересно, что долгое время территория аэродрома была военным объектом, где располагались воинские части. Строительство аэродрома было связано с военными планами, с подготовкой страны к обороне. И эта мера на примере Крестецкого аэродрома себя более чем оправдала. Аэродром в Крестцах был одним из самых активных на нашем северо-западе.

Как рассказывал бывший командир одного из подразделений 7-го РАБ 6-й воздушной армии офицер в отставке Г.Б. Драгунов (проживающий сейчас в Москве): 17-я авиабаза, обслуживающая в Новгороде 2-ю бомбардировочную авиадивизию в составе трёх полков с самолётами «СБ», в апреле 1941-го прибыла в Крестцы. Она расположилась летним лагерем на прилегающем к посёлку поле. Несколько местных жителей были приняты на работу в службы обеспечения. Здесь и встретила дивизия войну.

Сюда же перелетает из аэродрома Кречевицы 6-й истребительный авиаполк 57-й смешанной авиадивизии (командир дивизии К. А. Катичев), вскоре перебазировавшийся на полевой аэродром Жерновка, а позднее в Добывалово. С этих аэродромов лётчики полка успешно отражали воздушные налёты врага на ближайшие районы, сбив 63 самолёта неприятеля. В марте 1942 года полк был преобразован в 18-й гвардейский истребительный.

Из воспоминаний Стригалёва Петра Емельяновича (механика 6-й воздушной армии, 51 передвижной авиабазы): «1-й день войны: в 4 часа 1941 г. 22 июня посыпались первые бомбы. На аэродроме в п. Крестцы держали оборону, главное было не дать немцам пересечь последнюю артерию снабжения 2-х фронтов: Северо-Западный и Волховский».

В начале июля 1941 года в Крестцах садится 402-й истребительный авиаполк особого назначения (командир К.А. Груздев). Его лётчики вместе с другими «Крестецкими» авиаполками умело наносят упреждающие удары по многим аэродромам врага.

По рассказам местных жителей, военный аэродром в Крестцах начали бомбить уже утром 22 июня, но приняли разрыв бомб за учения наших военных. А 6 июля немцы бомбили и посёлок, и аэродром. Запеленговали фашисты и радиостанцию военных в Ямской слободе, которая обслуживала аэродром. После сильной бомбардировки станция была уничтожена, было много жертв и среди мирного населения.

Уже 24 июня 1941года в газете «Серп и молот» появляется обращение к пионерам Крестецкого района, в котором говорится: «Мы обязуемся оказывать помощь истребительному батальону, зорко охранять общественное добро, оказывать помощь ближайшим колхозам, окружать заботой детей бойцов и командиров».

Августовские дни 41-го на Северо–Западном фронте, были особенно горячими. Немцы, не считаясь с потерями, через Новгород, Лугу и Кингисепп рвались к Ленинграду, бросая в пламя войны все новые и новые части. Гитлеру нужен был Петербург, а потом уже юг и Москва. Не оставляли немцы в покое и Крестцы. Почти каждое утро десятка по два налетали. Не могли простить, что именно с Крестец летали Илы и бомбардировщики в июле под Сольцы, уничтожать немецкие танки.

Оперативная обстановка на Северо-Западном фронте осенью 41-го была довольно сложной. Летчики, делавшие разведывательный облёт линии фронта, на дороге из Демянска к Валдаю заметили крупную колонну немецких танков с десантниками на броне. Намерение немцев не вызывали сомнения - прорыв на Валдай! Как только это стало известно, группа Илов с помощью самолёта-разведчика, несмотря на низкую облачность и плохую видимость, точно вышла на цель. Атаки Илов продолжались, пока не был израсходован весь боекомплект. Часть танков была сожжена, но большинство их продолжали движение. Штаб фронта бросил к месту прорыва 5-ый мотоциклетный полк. С помощью подошедшего подкрепления колонна была окончательно остановлена.

Так Крестцы стали в годы Великой Отечественной одним из крупных аэродромных узлов 6-й воздушной армии. Это придавало прифронтовому району особую важность. Недаром после войны, когда встал вопрос о сооружении памятника авиаторам Северо-Западного фронта, местом для него был избран именно посёлок Крестцы.

Обслуживание аэродрома в годы войны.

Чаще всего нападениям с воздуха подвергался аэродром. Бомбы разрывались на лётном поле сериями по 5-6 штук. Они рвались с очень короткими интервалами и цепочкой. Воронки на аэродроме военные быстро засыпали, через пару часов мог снова действовать. На территории, аэродрома и посёлка сохранились воронки от бомбёжек.

Дисциплина среди лётного состава и обслуживающего персонала была очень высока. Действовала строгая пропускная система. Обслуживающий персонал аэродрома жил в землянках. В землянках жили и военные, которые оставались на дежурстве.

Многие из солдат и лётчиков были поселены в дома местных жителей.

Из воспоминаний Антонины Васильевны Шершневой (учительначальных классов проживающей, на ул. Ямская Слобода.): «В наш дом в начале войны поселили пять лётчиков. Они были очень приветливые и весёлые люди. Очень мало говорили об аэродроме. Помогали нам продовольствием. Когда они уходили на службу, мы всегда с нетерпением ждали их обратно. Ведь много лётчиков не возвращалось. В те годы, очень много домов было, где жили военные».

Аэродром тщательно охранялся и маскировался, даже транспорт, обслуживающий аэродром, также маскировался. Например, летом зелёными ветками, а зимой – белыми маскхалатами. Самолёты находились в ангарах.

Нелегко приходилось тем, кто обслуживал аэродром, так как все работы выполнялись вручную: зимой расчищали снег, а в весеннюю и осеннюю распутицу уплотняли взлётную полосу щебнем. Зима же 1943 года выдалась очень снежной, и в помощь рабочим были организованы отряды школьников, которые расчищали снег.

Из воспоминаний Антонины Васильевны Шершневой (учитель начальных классов): «Вместе с ребятами мы ходили на аэродром, после занятий, работы хватало всем. Но ребята не унывали, даже оставалось время для игр. Весной, летом и осенью старались сажать на пришкольном участке овощи, ходили в лес между бомбёжками и собирали грибы, ягоды. Этим продовольствие старались помочь людям в это нелёгкое время».

Из воспоминаний Андреева Алексея Николаевича: «Когда, началась, война мне было 13 лет. Были сильные бомбёжки, из-за этого в 1941 году зимой закрыли школу, в которой я учился. Дома было невыносимо сидеть без дела, тогда я пошёл работать на оборонные работы. Меня с ребятами послали на аэродром чистить территорию и взлётную полосу от снега. Делать это нужно было очень быстро, снег постоянно падал, но полоса должна быть всегда чистой от снега. Однажды другая смена не успевала вычистить посадочную полосу и самолёт, приземляясь, въехал в сугроб на обочине (его вытаскивали вручную без техники). Мы видели, как улетали и прилетали самолёты. Не раз прилетали раненые лётчики, им оказывалась незамедлительная помощь от медперсонала аэродрома, даже когда бомбили немцы.

Для обслуживания аэродромов  было мобилизовано  местное население, это были в основном женщин. Они чистили деревянными лопатами снег и подбирали осколки от бомб и зенитных снарядов. На взлётных полосах аэродрома осколки могли пропороть шины шасси самолётов. Их и подбирали женщины, шедшие по лётному полю цепочкой.

Жарко приходилось техническому составу. Каждый техник, механик, моторист и оружейник работали с огромным напряжением сил. За короткое время необходимо было заправить самолёты горючим, устранить дефекты и повреждения, пополнить боеприпасы.

Особенно трудно было оружейникам. Многие из них – девушки ни в чём не уступали мужчинам. Они, не разгибая спины, вручную, успевали подвесить бомбы, установить реактивные снаряды, набить пулемётные и снарядные ленты, зарядить пушки и пулемёты. Работать приходилось в трудных условиях, особенно в зимнее время, когда руки примерзали к металлу, пальцы рук распухали от набивки лент. Работали в жару и дождь, с любовью протирали каждый патрон и снаряд, зная, что от того, как будут работать пушки и пулемёты, зависит жизнь лётчика и воздушного стрелка. Пока не сделают всё необходимое, никто не уходил с аэродрома.

Екатерина Михайловна Спирина, 1922г.р., член ВЛКСМ с 1942, проживала по ул. Малая Садовая, д.10, рассказала: «Самым значимым объектом в посёлке был Крестецкий аэродромный узел. В посёлке располагались объекты 74 БАО: штаб, рота ПВО, ККП, офицерская столовая. Был и клуб, где показывали кино и устраивали танцы под баян. Во многих домах, прилегающих к аэродрому, жили лётчики. Крестцы бомбили постоянно, отчего вспыхивали пожары, горели дома. О бомбёжках предупреждал гудок промкомбината или объявление по радио о воздушной тревоге. Через Крестцы почти беспрерывно шли колонны с военной техникой».

Вечером вступал в силу комендантский час – после 20 часов нельзя было передвигаться по посёлку без пропуска.

На улице Васильчикова находился Штаб 74 БАО, который обслуживал аэродром практически с первых дней войны. Сначала командиром батальона аэродромного обслуживания был И.В.Виноградов. В связи с его трагической гибелью в 1942 назначают на эту должность майора Александра Павловича Лебедева, который много сделал для всего аэродрома.

В составе 74 БАО были и жители нашего посёлка. Без них в годы войны не мог состояться ни один из боевых вылетов. Обеспечить лётчиков всем необходимым для жизни и боя – такая задача стояла перед Б.Репиным, А.Андреевой, В. Мининой, Губановым, И.Михайловым.

Бабенко Валентина Фёдоровна всю войну прошла в составе 74БАО. Сначала была официантом, затем поваром. В.Ф.Бабенко дошла до Германии. Там погиб её муж Кузнецов Н.В. Она передала в музей форму военного лётчика. О лётчике Кузнецове Н.В. я нашла справку в биографическом словаре Героев Советского Союза. Родился он 13 декабря 1921г. в Тюменской области. В 1941г. окончил Омскую военную авиационную школу пилотов, а в августе 1944г. занимал должность заместителя командира эскадрильи 70 ГШАП. Звание Героя Советского Союза было присвоено ещё при жизни в 1944г. Во время боёв за Берлин он направил свой горящий штурмовик на вражескую батарею и погиб 14 апреля 1945г.

Рябкова Екатерина Ивановна в конце июня 1941 года пошла, работать на Крестецкий аэродром, бухгалтером в продовольственный отдел 74 БАО. Её работа заключалась в том, чтобы согласно строевой записке выписать продукты. Каждый день надо было отчитываться перед начальством, сколько пришло продуктов и ушло на питание лётчиков, технического персонала. Она знала, сколько лётчиков, офицеров и солдат на аэродроме и эта информация была секретна. Сначала её водили с конвоем домой, проверяли, но потом стала самостоятельно добираться до дома. Их отдел часто менял местопребывание, т.к. разведка врага работала чётко.

Лучше представить себе напряжённые боевые будни аэродрома в Крестцах поможет одна из глав книги новгородца Ф.Фёдорова «Страницы одной родословной», вышедшей в 1991г. Сохраняя историческую канву основных событий минувшей войны на новгородской земле, автор увязывает их с фактами семейной хроники. Его родственник Иван Фёдоров около года служил стартёром 74 БАО в Крестцах. Отсюда он в июле 1941года выпускал на Сольцы штурмовики и бомбардировщики, уничтожавшие наступающие на город танки «Манштейна». А осенью того же года принимал самолёты виртуоза воздушного боя К.А.Груздева.

В краеведческом музее нашего посёлка находится макет Крестецкого аэродрома 1941-1944 г.г. с системой обеспечения (видео 10). Макет аэродрома изготовлен в НовГУ имени Я.Мудрого на кафедре архитектуры и градостроительства. Размеры макеты 1,40*2,60м., высота – 20 см, покрыт акриловым стеклом. Макет создан по воспоминаниям лётчиков, людей, обслуживающих аэродром, и документам военных лет.

по материалам Крестецкого краеведческого музея

 
 

 

]]>]]>