Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

Первый палиндром "серебряного века".

Первый палиндроман
«серебряного» века

Эссе

Посвящается 11-летию клуба ценителей
русского палиндрома «Амфирифма»

В истории российской литературы произошло знаменательное событие – 04.- 05.12.2003 г., в городе Великие Луки, прошла межрегиональная научная конференция «Русская провинция в жизни и творчестве Фёдора Сологуба».
В гости к великолучанам приехали Зоя Дмитриевна Филиппова и Наталья Семёновна Смирнова из посёлка Крестцы /Новгородская область/, где Ф. Сологуб начал свою педагогическую карьеру. За два дня работы конференции было заслушано и обсуждено 11 докладов,
столько, сколько букв в названии нашего города /случайное или не случайное совпадение/. Все доклады были интересны и познавательны, останавлюсь на своём докладе, который приведу в переработанном и дополненном виде. Он назывался «К истории создания фамилий, имён героев и названия романа «Творимая легенда»/первоначальное название «Навьи* чары»/.
Перейдём непосредственно к тексту доклада:
Я разуму-уму заря,
Я иду с мечом судия;
С начала та ж я и сконца
И всеми чтуся за отца.
Этот стих-загадка творение Г. Державина. Примечательно, что первые две строки, читаются слева направо и обратно одинаково, т. е. созданы методом литературного палиндрома.
Палиндром - /от греческого «палиндромос» – бегущий назад/ прочтение буквы, слова, строки, стиха, текста слева направо и обратно с одинаковым /казак, мадам, шалаш,../ или другим /лазер, телекс, топор,../ смыслом, самостоятельная форма языка, литературы, поэзии. Синонимы: рачий стих, палиндромон. /В. Павлов, 2002-2003гг./

Поспорим, для уточнения этого определения, с С. Бирюковым. На с.31/ «Тит» №14/ читаем:
«Симметрия здесь, как, впрочем, и всюду, условна и иллюзорна. Палиндром – это чтение какого-либо текста в обе стороны с одинаковым смыслом. Не путать с анаграммой, где чтение в обратную сторону даёт другой смысл…» Позвольте не согласиться с данным утверждением. Палиндром мы называем палиндромом, а не – palindromus simmetricus. Палиндромная симметрия, асимметрия и другой смысл прочтения, говорят о мощи и многообразии данного нам русского языка!!!

На Багратиона

О, как велик На-поле-он!
Он хитр и быстр, и твёрд во брани;
Но дрогнул, как простёр в бой длани
К нему с штыком Бог-рати-он.

1806

В этом четверостишии Г. Державин показал, что он владел и такой формой словотворчества, как гетерограмма.
Гетерограмма - /от греческого – другая буква/ или, другая запись, одного и того же слова, строки. Синонимы: каламбур/моя версия В. П./, равнобуквица. /В. Павлов, 2003/
Не отставал от своего учителя и А. Пушкин.
Приведём пример из статьи С. Федина «Равнобуквицы» / «Тит» №11, с. 13/:
«Однажды Пушкин гостил у графа S. Сидя в его кабинете, он читал какую-то книгу, в то время как граф лежал на диване, а его двое детишек играли на полу неподалёку.
Заскучав, граф попросил поэта:
- Саша, скажи что-нибудь экспромтом.
Пушкин отложил книгу в сторону и, не задумываясь, ответил:
- Детина полуумный лежит на диване.
Граф обиделся.
- Вы слишком забываетесь, Александр Сергеевич! – строго произнёс он, приподнимаясь.
- О, нисколько! – ответствовал Пушкин. – Просто вы, видимо, меня не поняли. Я сказал: «Дети на полу, умный лежит на диване».
Палиндромов у А. Пушкина не найдено, за исключением слогового палиндрома в названии поэмы «Евгений Онегин».
За последующие полвека, на сегодня, известны единичные случаи применения палиндромов и гетегрограмм в русской литературе.
И вот он наступил – «серебряный» век русской литературы!
Энергия русского символизма явила нам многообразие литературных /и не только/ жанров и форм.
И вспоминают, как правило, одного В. Хлебникова.
С.Федин / «Тит»№11, с. 13/:
«В начале ушедшего века /ХХ- прим. В. П./ небрежно коснулся этой дремлющей до поры словесной забавы Хлебников, дважды разъяв на значащие части семь букв:
Небо дай!/ Не бодай!…
Тем более обидно, что столь элегантное изощрение практически неизвестно многочисленным любителям словесных изысков, …»
Очень спорные /мягко выражаясь/ утверждения. Заявляю, что словотворчество, в виде гетерограмм и палиндромов, широко применил, первым в прозаических произведениях литераторов «серебряного» века Ф. Сологуб, возможно, называя эти формы – каламбуром.
Первая публикация В. Хлебникова вышла осенью 1908 г.,
а у Ф. Сологуба к этому времени уже изданы и роман
«Мелкий бес» /1892-1902 работа над романом; 1905 первая публикация в журнале «Вопросы жизни» /№№6-11/ и две части романа «Творимая легенда» / «Навьи чары»,1907; «Капли крови»,1908/.
Перелистаем страницы романа «Творимая легенда» /1907-1914 гг./, «отца» булгаковского «Мастера и Маргариты» /определение В. П./:
И «Навьи чары» рачьи Вани /вольный палиндром/;
Ад нег ел Я, а миров – «Творимая легенда» /строгий пал./;
Кербах / абрек /строгий пал./;
Водя Леев / веел ядов /строгий пал./;
Афра/арфа /строгий пал./;
Воронок / о норов /строгий пал./;
Аргенто / от негра /строгий пал./;
Алкина / никла /строгий пал./;
А не роль / Лорена /строгий пал./;
Флот-с / Астольф /вольный пал./;
Стеблев / вёл бес /вольный пал./;
город Скородож / скоро дож/дёмся /гетерограмма/;
река Скоро день / скоро день /гетерограмма/;
Танкред / танк кред/о /гетерограмма/;
Ортруда / ор труда /гетерограмма/;
Триродов / три родов /гетерограмма/.
/Автор – В. Павлов, 2001-2003 гг./
Яркий пример применения гетерограммы, в самом известном романе Ф. Сологуба «Мелкий бес» представил А. Канавщиков /22.02.03 г., «Тит»№23, с16/
«Желаешь? Сиренькой надушу? Желаешь?
- Желаю, - сказал Саша, улыбаясь.
Ему приятно было думать, что он принесёт домой аромат и опять удивит Коковкину.
- Кто желает? – переспросила Людмила, взяла в руки скляночку с серингою и вопросительно и лукаво смотрела на Сашу.
- Я желаю, - повторил Саша.
- Ты же лаешь? лаешь? вот как! лаешь! – весело дразнилась Людмила».
Пока печатал на компьютере, сегодня /11.12. 2003 г./, эту часть доклада сделал ещё два открытия:
1 – сложился вот такой стих:
Кто же лает?
Я же лаю.
Ты же лаешь?
Вот как! лаешь! лаешь!
Кстати, у Ф. Сологуба есть цикл стихотворений «Когда я был собакой»;
2 – нашёл ещё две гетерограммы в этом тексте:
Надушу
На душу!
Коковкину,
Коков кину!
А теперь обратимся к воспоминаниям современников:
1. Г. Чулков «Фёдор Сологуб»:
«Та петербургская романтическая ирония, которой был болен Блок, была, конечно, нечужда и Сологубу. Этим недугом позднего романтизма мы все страдали. Поэты смеялись и шутили невесело над собою и над миром (миром/уморим-палиндром В.П.). И Сологуб шутил. Одной из тогдашних забав поэтов были каламбуры. Иногда они были многозначительны и загадочны, иногда вся соль их заключалась в их предельной дурашливости. Здесь уже смеялись над самим каламбуром (ром/юмор-палиндром В.П.).
Фёдор Кузьмич особенно изощрялся по этой части. Он даже шутя (шут Я-гетерограмма; шутя/Я-туш!-палиндром В.П.) предлагал основать общество каламбуристов и приглашал в это общество, в качестве членов-основателей, Блока, Эрберга и меня.
Однажды утром Фёдор Кузьмич явился ко мне и пресерьёзно объявил, что необходимо петербургским «каламбуристам» сняться вместе у знаменитого фотографа Здобнова. Мы вызвали Блока и Эрберга и отправились на Невский к фотографу. На карточке вышел удачно только Сологуб. Остальные вовсе непохожи на себя».
2.Тэффи «Фёдор Сологуб»:
«Несмотря на свою надменную мрачность, он иногда охотно втягивался в какую-нибудь забавную чепуху.
Как-то вспомнили школьную забаву:
- Почему говорят гимн-Азия, а не гимн-Африка? Почему чер-Нила, а чер-Волги?
С этого и пошло. Решили написать роман по новому ладу. Начало было такое:
«На улицу вышел человек в синих панталонах».
По-новому писали так:
«На у-роже ты-шёл лоб-столетие в ре-них хам-купонах».
Игра была из рук вон глупая, но страшно завлекательная, и многие из нашего писательского кружка разделывали эту чепуху. И многие серьёзные и даже мрачные, как и сам Сологуб, сначала недоумённо пожимали плечами, потом, словно нехотя, придумывали слова два-три, а там и пошло. Втягивались».
3.В. Ходасевич «Сологуб»:
«Сам он, впрочем, часто шутил. Но шутки его всегда горьки и почти всегда сводятся к каламбуру, к улыбке слов /как красиво сказано!!! В. П./. «Нож да вилка есть, а нож-резалка есть?» «Вот и не поймёшь: ты Илия или я Илия?» /выделен палиндром В.П./ «Она Селениточка – а на селе ниточка» /гетерограмма В. П./
Ешё раз.процитируем С. Федина / «Тит» №11, с.13/:
«Только в начале 90-х годов канувшего века гетерограмма была осознана в русской поэзии как особая изысканная форма словотворчества, обозначена и украшена многими десятками перлов.»
Русский «серебряный» век и Сологуб творили намного раньше.
У этого мрачного /Тэффи/, «северного сфинкса», колдуна, ведуна, чародея /современники/, который не видит улыбок в явлениях жизни /Ходасевич/, билось в груди сердце великого авангардиста и словотворца. Он создал первые прозаические произведения русского символизма, сотрудничал с передовыми режиссёрами своего времени Евреиновым и Мейерхольдом, «чёртовы» качели русского языка, качали его от провинциальных диалектов до палиндромов и гетерограмм. Да ведь с таким литературным псевдонимом – Сологуб, в котором слились в волшебную музыку и палиндром и гетерограмма (Сологубу/голос + Соло губ) нельзя не быть ПЕРВЫМ ПАЛИНДРОМАНОМ «СЕРЕБРЯНОГО» ВЕКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ!!! А может быть и мировой литературы ХХ века!? Лично я в этом не сомневаюсь!!!
В последующем, метод русского литературного палиндрома, использовали в своих произведениях такие известные писатели, как Ю. Олеша / « Три толсяка»: Тибул/любит, Цереп/Перец, Тутти/Тит тут/; М. Булгаков / «Белая гвардия»: Турбин и Брут; «Мастер и Маргарита»: Иешуа/а у шеи, Воланд/ на лов, игемон/не моги; в названиях: «Бег», «Алый мах»/; Б. Пастернак / «Доктор Живаго»: У Живаго Бога вижу/;… Особенно приятно, что эти доклад и открытие, в дополненном и усиленном новыми фактами виде, ПРОЗВУЧАЛИ на великолукской земле, в городе, с которым имя Фёдора Сологуба связано на века!!!

Владимир Николаевич Павлов /Великие Луки/
Январь 2001 – 12.12. 2003 гг.

P. S. Гости из Крестец пригласили литературно-художественную творческую группу «Рубеж» /Великие Луки/ принять участие в ежегодных Хлебниковских чтениях, которые проводятся с 1986 г. в деревне Ручьи и поклониться местам, в которых нашёл свой последний приют Первый Председатель Земного Шара.
*навья/диал./ - покойницкая, колдовская, смертная.

Библиография
Бирюков С. 2002, или О симметрии в изящной словесности// «Тит» №14 – Пермь, 2002. – С.30-33.
Канавщиков А. Же-лающие герои Сологуба /об одной классической гетерограмме// «Тит» №23. – Пермь, 2003. – С.16.
Павлов В. Доклад на 5 ежегодном заседании клуба ценителей русского палиндрома «Амфирифма» /Москва/02.12.2001.
Павлов В. Доклад на фестивале русского палиндрома /Великие Луки/ 20.02.2002.
Павлов В. Две новые функции русского литературного палиндрома// «Кубики букв 37». – Тула, 2002. – С.20-22.
Павлов В. У ок Суок/Цереп он перец/. Первоапрельский нофелет или палиндромист Михаил Булгаков// «Кубики букв 41». – Тула, 2003. – С.31-36.
Павлов В. Доклад на межрегиональной научной конференции «Русская провинция в жизни и творчестве Фёдора Сологуба» /Великие Луки/05.12.2003.
Рыбинский В. По следам Гаврилы наопаки// «Кубики букв 35». – Тула, 2002. – С.15-17.
Федин С. Равнобуквицы// «Тит» №11. – Пермь, 2001. – С.13-14.
 

palindrom.png
]]>]]>