Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: значение патриотического и духовно-нравственного воспитания в современной России.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» подготовлена в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведев. В основу этого документа положены идеи, высказанные главой Российского государства в Послании Федеральному Собранию. Принципиально важно, что в своем Послании Президент характеризует школу наряду с семьей как один из базовых социальных институтов, формирующих личность. Но какими факторами определяется процесс формирования личности?

Успешное развитие личности и нации в целом, по словам Президента, предопределяется нравственными установками, закрепленными в национальной культуре. Т.о., личностные качества человека и благополучие всего народа ставятся в прямую зависимость от соблюдения требований нравственности. Это отвечает традиционному подходу, утвердившемуся в отечественной просветительской литературе на протяжении веков.

Тема укрепления нравственности находится сегодня в поле зрения государственных институтов, законодателей, широких общественных кругов, религиозных организаций.Если мы обратимся к трудам отечественных мыслителей, то обнаружим, что тесная связь между нравственностью, с одной стороны, и благополучием семьи, государства и каждого отдельного человека, с другой, была для них очевидной. Так, старец Глинской пустыни иеромонах Порфирий (Левашов) писал, что семейные смуты, вызванные нарушением нравственных законов, «сказываются на обществе: из-за них подавляется чувство чести и правоты, теряется доверие, начинаются раздоры и тяжбы, происходит упадок деятельности, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные». Сегодня мы наблюдаем справедливость этого высказывания.

Духовно-нравственные законы действуют так же объективно, как и материальные и физические (например, закон всемирного тяготения), действуют независимо от того, знает о них человек или нет. Человек недоумевает – что происходит с ним и окружающими? Хотя знание и исполнение нравственных законов могло бы избавить его от многих недоумений, горестей и несчастий. Законы эти давно сформулированы и описаны, и в наших силах сделать так, чтобы они стали известны подрастающему поколению.

В случае нарушения нравственных законов страдает не только сам человек, но и его окружение, все общество и весь мир. Любой кризис, как и любая беда и болезнь, не случаен, это – не просто результат стечения обстоятельств. Нарушение нравственных законов губительно действует и на всю природу, вносит в нее расстройство и тление. «Человек грешит, а прочая тварь страждет; земля не дает плода, скоты и звери от голода пропадают, воздух и вода растлеваются», - указывал свт, Тихон Задонский. Природа работает как индикатор, реагируя на поведение человека. Извержение вулканов, ураганы, засуха – явления не случайные.

«Если человек не знает, что такое грех, кто виновен в незнании? Сколько у нас в народе таких, которые решительно ничего не знают и ни слова не слыхали ни от кого! – писал в 19 веке свт. Иннокентий, митрополит Московский. – В детстве их не учили; в возрасте они не хотели учиться; а потом им некогда было учиться. И что же таковые могут передать своим детям!» Неведение – это тоже грех, и человеку приходится за него отвечать. Но если взрослый человек виновен в своем личном неведении, то в неведении ребенка виноваты мы, взрослые. Виноваты родители, учителя, воспитатели. И этот грех, как и любой другой, не останется без наказания. «Хотя бы у нас все было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если не радим о спасении детей», говорил свт. Иоанн Златоуст. Последствия такого нерадения поистине катастрофичны: «Это и расстраивает всю вселенную, что мы не радим о собственных своих детях: заботимся об их приобретениях, а душою их  пренебрегаем, допуская крайне безумное дело».

Кардинальное изменение ситуации может быть достигнуто только на базе духовно-нравственного совершенствования. Именно оно должно стать фундаментом новой России, а значит, и новой нашей школы. В России накоплен уникальный опыт духовно-нравственного воспитания, основанный на достижениях традиционной русской педагогической мысли. Великий просветитель святой Иоанн Кронштадтский писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, - на сердце больше всего нужно обращать внимание; нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни». Огромное Значение придавал воспитанию выдающийся педагог-нравоучитель 20 века схиархимандрит Иоанн (Маслов). «Неразумно поступают родители, научая детей разным наукам и языкам, забывая о внутреннем воспитании… Плохое воспитание - есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает», - писал он. «Человек свободен, а поэтому он по собственному произволению может стать либо на сторону добра, либо на сторону зла», указывает схиархимандрит Иоанн (Маслов). Задача воспитателя в том и состоит, чтобы помочь человеку обрести правильную, нравственную дорогу в жизни.

Но для того, чтобы воспитать детей, родители, педагоги должны начать с себя. «Всякое словесное поучение, всякое искусство педагогическое – ничто, пустота по сравнению с тем примером, который видят дети в родителях своих», - пишет архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

Готово ли наше общество сделать духовно-нравственные аспекты основой своей жизни? В целом готово. В народе по-прежнему востребованы высокие идеалы. Не случайно именно святой благоверный великий князь Александр Невский признан символом России. Наш менталитет предполагает обязательное наличие в общественном сознании возвышенных идеалов. «Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать», - говорит Ф. М. Достоевский.

Нравственность народа свт. Филарет (Дроздов) называет лучшим богатством государства. Свт. Иоанн Златоуст еще в IV веке говорил о том, как могло бы жить общество, если бы родители хорошо воспитывали своих детей. Тогда не понадобились бы ни уды, ни тюрьмы, ни казни. С учетом современного опыта можно добавить: не понадобились бы и многочисленные средства самозащиты.   

Высоконравственный человек – большое приобретение для общества. Это человек, сознающий свою ответственность перед окружающими, человек добрый, милосердный, соблюдающий законы не за страх, а за совесть, человек дисциплинированный и трудолюбивый, старающийся отдавать все силы ради блага других.

Наиболее эффективно можно будет решать некоторые задачи, поставленные сегодня в области современного образования, только если под них будет подведено прочное духовно-нравственное основание. Так, провозглашая приоритет создания системы «поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей», мы должны дать им духовное и нравственное воспитание. Только такое воспитание способно дать этой важной работе фундамент, защитить талантливых учеников от ошибок, от эгоизма, предотвратить их впадение в гордыню, тщеславие и сориентировать на использование данных Богом талантов во благо Отечеству, а не для личного обогащения, славы и благополучия. Талантливого человека еще называют одаренным, т.е., получившим дар. И ответственность за этот дар должен осознавать каждый. Ответственность перед Тем, от Которого дар получен. Кому много дано, с того много и спросится.

Еще одно направление приложения усилий в инициативе «Наша новая школа» - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Детям необходимо знать о том, что состояние здоровья тесно связано с исполнением нравственных законов. Мирное устроение души и состояние здоровья нераздельно связаны. Свт. Феофан Затворник отмечал: «Здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия…». Но как достичь мирного состояния духа нашим детям в условиях повышенных учебных нагрузок, давления социума его часто противоречивыми требованиями, огромного набора разнообразных искушений, которым необходимо противостоять почти постоянно? Решение этих задач и действительно результативное изменение уровня школьного воспитания и образования возможно только на основе духовно-нравственного воспитания.

«Новая школа, - говорится в Национальной образовательной инициативе – это институт, соответствующий целям опережающего развития». Такого результата, однако, невозможно достичь без глубинного понимания непрерывности процесса воспитания, во всей полноте описанного лишь в святоотеческом наследии. Многие положения принципа непрерывности воспитания и образования вошли в современные научные педагогические теории, но во всей глубине и полноте они присутствуют только в сочинениях представителей традиционной русской педагогической школы, основанной на учении святых отцов.

Духовно-нравственное воспитание должно лежать в основе любого педагогического процесса. Только на такой основе смогут раскрыться все потенциалы образовательных программ и личных усилий родителей и педагогов. На это должны быть направлены все усилия государства и общества. Нам необходимы высокие идеалы, и задача каждого из нас – соответствовать этим идеалам.

Духовно-нравственное воспитание – та единственная основа, на которой может быть построено крепкое государство, стабильное общество, счастливая семья.
О.И.Гапонова
по материалам публикации Н. В. Маслова,
доктора педагогических наук,
профессора Московской педагогической академии,
председателя Комиссии по вопросам просвещения,
науки и общественной нравственности Общественного совета
Центрального федерального округа.
]]>]]>