Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Загадка Игнач-Креста

В 2011 году будет отмечаться 773 годовщина исхода ордынского войска с территории новгородской земли.

29 июня 2003 года в лесу, на границе Крестецкого, Демянского и Валдайского муниципальных районов, неподалёку от озера Глухое на месте важного исторического пункта, где, приблизительно в марте 1238 года, степняки внезапно развернули своих боевых коней и отступили на юг, состоялось торжественное открытие памятного знака «Игнач-Крест».

Неудачный поход Батыя на Новгород - одна из интересных страниц русской истории. Многие крупные историки (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский), каждый по-своему, пытались толковать его.Существует мнение, что Батыю помешала весна, распутица, болота, леса Селигерского края. Этого мнения придерживались многие историки. Но есть и другие версии: тяжёлый поход против северо-восточных княжеств измотал татаро-монгол. Вполне вероятно, что Батый не решился воевать с полнокровным Новгородом и Псковом. И всё-таки до сих пор неясно главное, почему Батый повернул обратно, почему он отказался от похода на Новгород, до которого оставалось всего сто вёрст.

Свидетельства древних летописцев.

Летописные известия о походе Батыя на Новгород крайне скупы. В новгородской летописи этому событию посвящена лишь одна фраза: «Татары гнашася от Торжку Серегерским путём до Игнача-Креста, секущи люди, яко траву; толико не доидоша за сто вёрст до Новагорода». В других летописях кратко упоминается о взятии Торжка, но отсутствуют сведения об Игнач-Кресте. В так называемой Львовской летописи даётся описание похода Батыя на Новгород: «Безбожники же татары шед взяша Торжок, марта 5, на средокрестной неделе, люди все изсекоша. а за прочими людьми гнашеся от Торжку Сересийским путём до Игнача-Креста, секучи люди, яко траву, толико не доидоша за 100 вёрст до Новагорода».

Героическая оборона жителей Торжка в марте 1238 года на две недели задержала полчища Батыя, двигавшиеся к Новгороду.

Так, где же искать Игнач-Крест? 

Свыше семисот лет прошло с тех пор, как татаро-монголы вторглись в пределы русской земли. Сохранились ли следы Батыева нашествия и насколько мы можем верить русским летописям? И существовал ли вообще когда-нибудь этот загадочный Игнач-Крест? Не выдумал ли его неизвестный нам летописец?

Ивановский краевед Сергей Николаевич Ильин, увлечённо занимавшийся историей Новгорода, изучил южные рубежи средневековой республики, и лет 40 назад недалеко от деревни Игнашовка, на кладбище у Берёзовского городища нашёл Крест. У историка возникло предположение, что возможно это и есть тот самый летописный Игнач-Крест.

Догадка С.Н. Ильина основывалась на предположении Н.М. Карамзина о том, что Батый повернул обратно, не дойдя до Новгорода 200 вёрст. Н.М. Карамзин предполагал, что древняя верста была длиннее современной. Но факты упрямо говорят об одном - в XIII веке для измерения пользовались теми же самыми вёрстами, что и в XVIII и в XIX веках. И поэтому нет оснований считать древнюю версту длиннее современной.

В своей статье «Легендарный Игнач-Крест» А.Фролов задаётся вопросом: «Крест существовал до событий 1238 года или его появление связано именно с фактом остановки движения войска Батыя на Новгород?». Второй вариант ответа уже содержит в себе трактовку Игнача-Креста как памятного, то есть установленного в честь этого события. Такую трактовку поддерживали и А.А. Спицин, А.В. Святославский, А.А. Трошин, А. Хийр.

Однако, этот вариант мало вероятен. «Я думаю, - пишет А. Фролов, - что смысл упоминания Игнача-Креста летописцем в том и состоял, что он был хорошо известным ориентиром в сельской географии новгородской земли. Этот ориентир существовал независимо от событий 1238 года, он возник до них».

Возникает вопрос - какое тогда значение он мог иметь? Скорее всего, в древности кресты славяне ставили на перекрестках важных дорог, как предупредительные знаки на крупных поворотах рек, перед опасными порогами, на волоках, бродах, проездах между озёрами. Каменные кресты найдены в Тверской области, хранятся в музеях Твери, Осташкова, Андреаполя, лежат под открытым небом. Самый знаменитый крест - Стерженский. Это и письменный источник с указанием даты - 1133 год.

Впервые на источниковедческом уровне блестящий анализ событий марта 1238 года был дан академиком Валентином Лаврентьевичем Яниным. Это позволило максимально приблизиться к истине и локализовать место нахождения летописного Игнач-Креста.

Дирекция Валдайского национального парка выступила с инициативой по установке памятного знака в честь избавления Новгорода от нашествия полчищ Батыя. К поисковой работе была привлечена группа специалистов из управления Госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры. Археологами А.Ю. Курочкиным и Г.Г. Акимченко были отработаны возможные маршруты движения войска, была проведена рекогносцировка местности, сделан опрос местного населения на предмет ордынских захоронений. С учётом всех авторских мнений была, наконец, сделана топографическая привязка. Выяснилось, что Игнач-Крест мог располагаться буквально в восьмистах метрах к северо-западу от деревни Полометь, на берегу одноимённой реки. Здесь, неподалёку от озера Глухое, когда-то пролегал Яжелбицкий путь - один из маршрутов древнего Селигерского пути. Расстояние от этого пункта до Новгорода по прямой равно 102 км, практически же 100 верстам.

Место холмистое, возвышенное, поросшее сосняком. В противоположной стороне, на левом берегу реки, живописно раскинулись деревянные избы деревни Кувизино. По мнению исследователей именно здесь был последний рубеж ордынского войска. С первой надпойменной террасы хорошо просматривается величественное творение природы - огромная гряда Алаунских гор с рукотворным каменным навершием- Крестом - символом христианства, земной тверди и несгибаемого мужества русских людей.

Сам Игнач-Крест, предполагаемое местонахождение которого определено на территории Валдайского национального парка, Алексей Фролов предлагает рассматривать как придорожный. Его назначением было указывать путнику место поворота с дороги из Новгорода на Демянскую дорогу, а также с дороги, ведущей от реки Полометь, на большую новгородскую дорогу, которая шла мимо «Игнач-Креста» к деревням Старое Рахино, Усть-Волма, Рындино, по левому и правому берегам Мсты к Новгороду.

В писцовой книге XV века указывалось имение московского служивого человека Андрея Руднова «...а у того поместья озеро у игнатцева кръеста».

В пределах этого земельного массива, - пишет В.П. Янин, - имеется только два озера - озеро Великое писцовой книги и другое, поменьше, между деревнями Сомёнка и Полометь, и ныне называемое Глухим. Только с ним возможно связывать топоним писцовой книги «Озеро у Игнитцова Кръеста».

Кстати на то, что местечко Игнач-Крест находилось на их территории, претендуют и другие регионы Северо-Запада России. Например, город Осташков до сих пор на своих сайтах размещает информацию о том, что именно под Осташковым и находится знаменитая «точка поворота» татаро-монгольских войск. Однако начальник Новгородской археологической экспедиции академик РАН Валентин Янин ещё в 1982 году убедительно доказал необоснованность таких притязаний.

Итак, чудотворное место локализовано с точностью до 50 метров. Однако «загадка веков» до конца всё же не разгадана. На этом ли месте был последний рубеж всего ордынского войска или только его авангарда (передовых отрядов)? Почему не дойдя около 100 вёрст до Новгорода и выпустив из рук такую богатую добычу, какую представляли торговые города Новгород и Псков, Батый повернул полки назад? Что же заставило татар повернуть обратно, отказаться от планов захвата Новгорода, только ли по причине «набившей оскомину распутице...»?

Почему святыня называется Игнач-Крест?   

Василий Ян в своём романе «Батый» в главе семнадцатой «остановка у Игнач-Креста» пишет: « ...здесь мы должны остановиться и повернуть назад. Видишь этот большой деревянный Крест? Здесь уже погибло немало путников от руки разбойника Игнача...». Что это? Вымысел писателя или в этом есть доля правды?

Высоко на холме, так, чтобы издалека было видно путнику, возвышался в давние времена Игнач-Крест. Уже в одном лишь названии слышится уготованная ему в России роль. Мощно, властно звучат эти слова. На Валдайской возвышенности, недалеко от Новгорода Великого, на крепкой, тонкой ниточке дорог, словно на груди России, оберегал Игнач-Крест землю русскую от врагов.

по материалам

Крестецкого краеведческого музея

]]>]]>