Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

«Фарфоровое чудо» в краеведческом музее

В районном краеведческом музее открылась выставка «Фарфоровое чудо», посетить которую будет интересно и взрослым, и детям. Первые экскурсанты (воспитанники детского сада «Светлячок» и «Солнышко»)  уже увидели все экспонаты выставки своими глазами. Выставка работает до конца октября.

На выставке более 80 фарфоровых статуэток 70-90-х годов ХХ века и современных, которые могут быть объединены в разные  тематические блоки: «Литературные и сказочные персонажи», «Счастливое детство», «Милые зверюшки», «Элегантные красавицы» и др.  Представленные статуэтки пришли в музей из домашних коллекций Ольги Алексеевны Карповой (слоники), Евгении Александровны Афанасьевой, Юлии Николаевны Герасимовой, Валентины Степановны Михайловой (красавицы), Серафимы Васильевны Соболёнковой, Ирины Викторовны Семёновой, а также из отдела ЗАГС и библиотеки. Часть экспонатов из фонда музея.

До XVIII века в Росси не производили фарфор, не знали секрета. Считалось, что его изобрели в Китае, а Пётр Первый увидел его в Саксонии, куда и послал в 1717 г. на учёбу 4 мастеровых, чтоб знали, «как делать посуду глиняную». В 1744 г. русским  горным инженером Дмитрием Виноградовым при содействии великого Михаила Ломоносова был открыт состав русского фарфора, а в 1745г. создана первая русская фарфоровая мануфактура - Невская порцелиновая мануфактура, позднее название Императорский фарфоровый завод.  Продукция ИФЗ предназначалась для нужд двора, предметы расписывались учениками Петербургской академии художеств. Рисунки на первых изделиях утверждались лично императрицей Елизаветой. Поэтому позволить себе иметь такую посуду в доме могли только люди состоятельные.

В середине ХХ века проходил интересный период в истории советской фарфоровой скульптуры, когда мастера откликались на каждое важное событие в стране, будь то полёт первого человека в космос или Московский фестиваль молодежи и студентов. Выпуском фарфора занимались более 25 фабрик и заводов по всей стране, а в Новгородской области в п. Пролетарий и в д. Бронница. Кроме сюжетов, посвященных важным событиям в жизни страны, также были распространены сказочные и литературные сюжеты. Это герои русских народных сказок, сказок А.С. Пушкина, басен И.А. Крылова.

Статуэтки в образах Садко, Волховы, скоморохов и гусляров отразили легенды Новгородчины. В них – русское гостеприимство, щедрость души и молодецкая удаль, красота и изящество милых дамах всех возрастов.  Время вместило в себя не только события, потрясшие мир, но и самую обычную жизнь  людей. Может быть, поэтому рядом с королями и императорами особо трогательно смотрятся статуэтки, изображающие окружающий мир, быт. Вот собачка преданно глядит вверх, наверное, на своего хозяина. «Живая» поза статуэтки наталкивает на мысль, что это четвероногое создание когда-то было живым.  От изящных дам и степенных кавалеров, детей, слоников невозможно оторвать глаз.

Фарфор в течение многих столетий служит символом роскоши, достатка владельца. Фарфор, как и ювелирные украшения,  всегда в  моде,  он радует и восхищает, дорогой и антикварный фарфор  по-прежнему доступен не всем.  Меняется мода, стиль, но фарфор - как и бриллианты -  навсегда.

Е.Костюченко

]]>]]>