Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Ямская школа

]]>]]>Школа – это не просто учебное заведение. Это станция, с которой мы отправляемся в большую жизнь. Одной из таких отправных точек была четырехлетняя школа в Ямской Слободе, которая несколько десятилетий подряд, с 1930-х по 1973 годы, закладывала в своих учениках фундамент прочных знаний.

До сих пор в памяти бывших учеников школы остаются ученические парты, которые представляли собой деревянную скамью со спинкой и стол с откидными крышками, которые были наклонены для удобства письма. С теплотой вспоминают они также ученическую форму. Девочки носили тёмно-коричневые шерстяные платья с длинными рукавами. По воротнику и манжетам пришивались белые или гипюровые воротнички и манжеты. Повседневно девочки носили чёрный фартук, а по праздникам надевали белый, шёлковый или сатиновый. Юноши носили тёмный костюм и белую рубашку. Кроме школьной формы, ученики носили пионерскую: девочки серую юбку и белую рубашку с пионерскими атрибутами – шевронами, а мальчики – такую же белую рубашку. В начальных классах ученики были октябрятами и носили слева на груди октябрьскую звёздочку. В середине этой пятиконечной звёздочки был изображён портрет Володи Ульянова.

В 3 классе ребят принимали в пионеры, повязывали алый галстук и вручали пионерский значок. Быть пионером считалось очень достойно. Каждый пионер дорожил своим красным галстуком. В 14 лет самых достойных принимали в комсомол. Комсомольцам вручали комсомольский билет и на груди они носили комсомольский значок, который представлял собой развевающееся алое знамя и буквы ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи).  Конечно, не сразу родители могли позволить носить своим детям такую красивую форму. Были и тяжёлые времена, военные и послевоенные, когда дети ходили в том, в чём могли. 

]]>]]>История школы неразрывно связана с историей её учителей, руководителей и выпускников. Необходимо особо отметить, что в юности очень важно встретить человека, которого назовёшь своим учителем, и который впоследствии будет вести тебя по жизни. В разное время трудились в стенах 
Ямской школы учителя, имена которых до сих пор живут в сердцах бывших учеников: Елизавета Яковлевна Кельм, Анна Николаевна Бухарина, Бронислава Исаевна Малкина, Татьяна Николаевна Виноградова, Татьяна Николаевна Степановская, Вера Ивановна Кирютина, Евдокия Фёдоровна Михайловна, Мария Ивановна Матвеева, Степанида Мартьяновна Бочарова, Татьяна Николаевна Кушляева, Антонина Васильевна Шершнева. У всех было одна цель – воспитать гражданина, труженика, достойного члена общества. Больше двадцати лет руководила коллективом учителей Ямской начальной школы Бронислава Исаевна Малкина. Она была человеком волевым, отлично владеющим методикой преподавания, организатором многих творческих дел, с высокой ответственностью относящимся к делу воспитания. Она жила при школе в маленькой комнате с двумя дочерьми и престарелой матерью. 

«Учитель от Бога» - так отозвалась Кабанова Валентина Сергеевна о Малковой Брониславе Исаевне. 
В 1946 году Валентина поступила в первый класс к Брониславе Исаевне. Был голод – времена тяжёлые, и учительница подкармливала детей из многодетных семей, обогревала теплом своей души, вниманием. Перед занятием дежурный докладывал о наличии учебников и обеспечении письменными принадлежностями. 

Экзамены сдавали с 4 класса по всем предметам. В 1954 году Валентина Сергеевна окончила Красную школу. Затем окончила в Боровичах курсы медицинских сестёр, а с 1956 года по 1998 год работала медработником в яслях при детском саде №2. 

С 1946 года работала учителем начальных классов в Ямской школе и Татьяна Николаевна Степановская. (Висленева). Вот как примерно состоялось знакомство руководителя школы Б.И. Малкиной с ней. 
- Вы любите детей? 
- Без любви к детям в школе нечего делать. 
- Что у Вас по расписанию на завтра? 
- Чтение. 
- Умеете читать? Читайте!.. Нет, не так! Где Ваше отношение к прочитанному? Не чувствуется, что Вы возмущаетесь, торжествуете. Всё это Вы должны передать ученикам. Читайте ещё раз. Вот теперь уже чувствуется, что Вы живёте с героями рассказа, волнуетесь, переживаете вместе с ними. Какой урок следующий? 

Татьяна Николаевна в Ямской школе отработала 14 лет. Потом три года в Пристанской начальной школе. Заочно закончила Валдайское педучилище, затем Боровичский учительский институт. 
В Красной школе работала 4 года учителем литературы, 28 лет – воспитателем в интернате при школе №1. Общий педагогический стаж около 50 лет. Находясь на заслуженном отдыхе, Татьяна Николаевна всегда поддерживает тесную связь с детьми своего выпуска. 

Достойное место в жизни заняли её бывшие ученики. Это Шмакова Валентина Ивановна, учитель биологии средней школы N1, Гранкина Зинаида Ивановна – учитель русского языка и литературы средней школы №2 (Заслуженный учитель РФ). 

Валентина Ивановна вспоминает: «В Ямской, у небольшого ручейка по обе стороны дороги располагались два здания, которые назывались «Ямская начальная школа». В данную школу в первый класс поступила я в 1953 году. В это время люди жили очень бедно, поэтому люди были одеты кто, во что и учебники носили в сшитых сумках. Каждая семья для своих детей покупала учебники. В классах училось по очень много детишек, но несмотря на это в классе дисциплина была очень хорошая, дети к учёбе подходили ответственно. Уроки длились по 45 минут, и рабочая неделя была 6 дней». 

Заведующая отделением социального обслуживания на дому, Селинская (Сардарь) Надежда Михайловна тоже училась в Ямской школе. Так она отзывалась о своей первой учительнице: «Уроки, которые давала Антонина Васильевна Шершнева, были для нас настоящим праздником. Она всегда была полна желания дать нам прочные знания. На уроках Антонины Васильевны никто не оставался равнодушным, надолго запомнились нам её рассказы и беседы». 

Шершнева Антонина Васильевна родилась в 1922 году в Крестцах в многодетной семье. Мать, Анастасия Минутина, была домохозяйкой. Отец, Минутин Василий Михайлович, работал заведующим лесопунктом в Жарах. В 1938 году был арестован, а в 1939 расстрелян. В семье было 6 детей: Константин, Лидия, Дмитрий, Евгения, Надежда, Антон. По-разному сложились их судьбы. В 1930 году Антонина пошла в 1 класс в Ямскую школу. Училась у Б.И. Малкиной. В 1937 году окончила Красную школу и поступила в Валдайское педагогическое училище. За любовь к музыке наградили её скрипкой. В 1940 году, вместе с Листовской Валентиной Ивановной, направили работать в Добрости. Классы по 30 человек. Вела все предметы. Только одна из всего педагогического коллектива на урок пения приносила скрипку. Ребята замирали при первых звуках музыки. Им казалось, что перед ними волшебница, которая творит волшебство, чудо музыки. Так она начинала знакомить их с нотной грамотой. Любили дети эти уроки и, конечно же, саму учительницу. 

В 19 лет Антонина Васильевна встретила войну. Приехала домой в Крестцы. Поступила работать в Ямскую школу, которую в январе 1941 года открыли, а затем снова закрыли из-за военной ситуации: посёлок бомбили. С 1 февраля 1942 года по июль 1942года работала в школе в деревне Мокрый Остров. А с июля 1942 года по 1961 год – учителем в Ямской школе. 

Каждый из учителей, работающих в школе, был личностью. Всем была присуща самоотверженность, ведь работали в такое тяжёлое время! Антонина Васильевна вспоминала со слезами на глазах: «Во время войны в классах училось по 40-50 человек. Занятия проводились при свете керосиновых ламп. Электричества тогда, естественно, не было. Ручки были с вставленным пером, учебников на всех не хватало. Не было чернил. Их делали из свеклы. Писать приходилось на газетах, так как не было тетрадей. В классах было холодно – стёкла выбиты и заделаны фанерой. Дрова для печей в школе пилили и кололи сами ученики. Верхнюю одежду часто не снимали. Ученики ходили в школу босиком, обедали тут же в классе, прихватив что-то из дому: кто морковку, кто лепёшку, кто яблоко. Учительница зорко следила за тем, чтобы никто не остался без обеда, съел хотя бы кусочек хлеба. Между детьми возникала товарищеская солидарность, обделённых вниманием не было. В свободное время ходили на аэродром рыть окопы для зениток, собирали с ребятами клюкву для раненых в госпитале, писали письма под диктовку родным и близким». 

У Антонины Васильевны по отношению к детям всегда присутствовало материнское чувство. Ведь у многих из её учеников отцы полегли на полях сражений или вернулись домой ранеными, измученными. А матери в нужде заботах, не зная отдыха и покоя, растили детей. 

С 1962 по 1967 годы Антонину Васильевну назначили заведующей Ямской начальной школы. При школе был пришкольный участок, где дети проводили опыты. Сколько терпения и трудолюбия нужно было для того, чтобы вырастить богатый урожай! Неслучайно учащиеся Ямской школы приняли участие на ВДНХ, в сельскохозяйственной выставке в Москве. Антонина Васильевна честно трудилась учителем до закрытия Ямской школы в 1974 году. Педагогический стаж её составляет 35 лет. Она никогда не пожалела о том, что выбрала эту профессию. Проходили годы, а Антонина Васильевна часто вспоминала, как все вместе работали на колхозных полях, занимались прополкой овощей, собирали колоски, убирали картофель, заготавливали сено. Жили коллективно, единой семьёй: школа – родители – общественность. А какие были походы, игры на лужайке во дворе школы. Новогодняя ёлка, украшенная самодельными игрушками, была самым ярким праздником для детворы. За многолетний труд Антонина Васильевна награждена грамотой Министерства просвещения, а также имеет медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». 

41 год своей жизни посвятила учительскому труду и Степанида Мартьяновна Бочарова . До сих пор эта женщина небольшого роста, лёгкая и подвижная, наделённая храбростью воина, идёт по жизни твёрдой поступью. Она прошла путь от рядового учителя до заведующей РОНО, неустанно находясь в творческом поиске, устремляясь к вершинам мастерства. До сих пор с большим уважением говорит она об Алексее Ивановиче Фадееве – своём первом учителе, необыкновенном человеке. Авторитет его и привёл девушку в Валдайское педучилище в трудное послевоенное время. Незаметно пролетели годы учёбы. И вот молодая учительница вошла в класс Локотской школы, чтобы ввести в удивительный мир знаний своих малышей. Трудные, но интересные были эти 11 лет, когда происходило становление учителя, накапливался опыт. Любовь к детям, стремление к знаниям, неустанный поиск нового и передового в деле обучения и воспитания учащихся заставляют выкраивать время для заочной учёбы в Новгородском педагогическом институте. Только по переводу РОНО уезжает она из Локотско. 
Новый школьный коллектив, но и в Ямской начальной школе сумела учительница завоевать авторитет родителей и любовь своих любознательных, непоседливых ребятишек. Степанида Мартьяновна вспоминает, что никогда не заменяла уроки пения или рисования арифметикой или русским языком. Все предметы были для неё важны и любимы. Сама готовила много наглядных пособий к каждому занятию, находила подход к детям. Может быть, поэтому никогда не возникало проблем с дисциплиной. 
Сейчас уже можно раскрыть тайну, что учительница любила особо хулиганистых, как сейчас говорят, трудных детей, покоряя и обезоруживая их материнской добротой. И они, став взрослыми, до сих пор благодарят за это свою первую учительницу. В 1966 году Степанида Мартьяновна вступила в ряды Коммунистической партии, и общественных поручений у неё прибавилось. Почётные грамоты за самоотверженный труд и лучшие показатели в социалистическом соревновании, за высокое качество учебно-воспитательной работы и активную пропагандистскую работу, которых немало в личном архиве, Бочаровой, дополняют повествование о работе опытного учителя. А когда в отдел народного образования потребовался инспектор, выбор пал на С.М. Бочарову. Новая должность, новые обязанности, но по прежнему, беспокойство и добросовестность в отношении к порученному делу. Инспектор Бочарова тщательно готовилась к каждой проверке, продумывая план и методы её проведения, изучала документацию, посещала уроки и внеклассные мероприятия, проводила личные опросы учащихся. Она часто выступала на совещаниях учителей, методических секциях, обобщая опыт обучения и коммунистического воспитания учащихся, а также оказывая помощь педколлективам. Юбилейная медаль «За добросовестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и почётные грамоты венчают этот период работы. 

В 1971 году решением второй сессии Крестецкого райисполкома Степанида Мартьяновна назначена на должность заведующей РОНО. И здесь пригодился её большой опыт работы. Теперь вниманием и заботой нужно было охватить все школы района, а их было 43, детские сады, пришкольные интернаты, ПТУ. Масштабность работы была огромна. Много труда и энергии вложила она в укрепление материальной базы образовательных учреждений. 

Деловым и строгим руководителем была С.М. Бочарова, но при этом оставалась милой и обаятельной женщиной. За многолетний добросовестный труд по руководству учреждениями народного образования района Степанида Мартьяновна была награждена Почётной грамотой Новгородского ОБЛОНО. 
Нам часто приходится проходить мимо здания, которое осталось одно (второе, двухэтажное разобрали) где училось не одно поколение. Этот дом – памятник нашей истории. И, несомненно, необходимо сохранить это здание, как и материал о жизни, учительской деятельности людей, положивших свою жизнь на ниве просвещения. Они служили Отечеству на том месте, куда их поставила судьба! Их присутствие в жизни ощущается постоянно – они как будто подталкивают тебя на пути движения к своей цели, своему делу, вершине мастерства. Пусть многих из них уже нет на белом свете, но в сердце навсегда останутся их светлые образы и добрые поступки, советы. 

Н.Жолобова

5 февраля 2019 года

 

]]>]]>