Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

28 июня 2022 года – 100 лет со дня смерти Велимира Хлебникова

]]>]]>28 июня – 100 лет со дня смерти Велимира Хлебникова (1885-1922), русского поэта, прозаика, художника.

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников – один из основоположников и лидеров русского футуризма (кубофутуризма). Председатель Земного шара, король времени, будетлянин, создатель более десяти тысяч новых слов – он стал не только одной из культовых фигур русского авангарда, но и человеком, обрекшим себя на скитальческий путь.

Хлебников участвовал в футуристических сборниках «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу», опубликовал три книги стихов – «Ряв! Перчатки», «Изборник» и «Творения», пьесу «Ошибка смерти» (1916). С Крученых А. Е. издал сборник «Мирсконца», содержащий поэму «Игра в аду» (1912). Вместе поэты декларировали идею «зауми» («заумного языка»). Хлебников жил своим ярко выраженным отношением к миру, поэзии, своим способам заглядывать в завтрашнюю жизнь человечества. Его перу принадлежат: поэма о Первой мировой войне «Война в мышеловке», революционные поэмы «Ладомир», «Зангези», «Ночь перед Советами». В 1920 году друзья Хлебникова избрали его Председателем Земного шара.

В последние годы Велимир Хлебников вел скитальческий образ жизни: часто путешествовал на крышах вагонов поездов, ночевал на сырой земле, голодал. Из поездки в Персию поэт вернулся уже будучи тяжело больным. В 1922 году он поехал в деревню Санталово Крестецкого уезда Новгородской губернии, где гостил у своих родственников его друг, художник Петр Митурич. Ранней весной, когда в лесу местами ещё лежал снег, Хлебников тронулся в путь и на поезде приехал в Боровёнку Окуловского района.

Неизвестно по чьей вине, но Митурич не получил от Хлебникова известия о дате приезда, поэтому и не встретил его. Велимир по своей скромности не стал никого обременять хлопотами, а, узнав направление, самостоятельно, как это он делал всегда в своих путешествиях, пешком отправился в Санталово. Не успев преодолеть расстояние за один переход засветло, был вынужден заночевать в сыром и холодном лесу. К его тяжёлой болезни добавилась простуда.

В деревне поэта радушно встретил Петр Митурич и выделил для него одну комнатку в здании школы, где работала его жена. В Санталово Хлебникову на какое-то время стало лучше, но ненадолго.

Болезнь не отступала, и Велимир постепенно «таял». Видя серьёзность положения, Митурич в июне месяце уговорил Хлебникова обратиться за медицинской помощью в районную больницу. Как Велимир ни противился, в конце концов, согласился, и по просьбе Петра местный житель отвёз Хлебникова на лошади в Крестцы. В уездной больнице без должного ухода, да на казённых харчах Хлебникову стало ещё хуже. Он слёг окончательно и появились мокнущие пролежни. Когда врачу стало понятно, что Велимиру не суждено выздороветь, сельчане, опять на лошади вернули его обратно, чтобы Хлебников последние дни жизни находился среди своих людей, а не в одиночестве больничной палаты.

Митурич хотел поместить поэта в ту же школьную комнатку, где он жил раннее, но тот воспротивился и попросил поселить его в баньке, которая стояла на берегу речки, метрах в двадцати от школы. Видимо не захотел своей болезнью доставлять опасность здоровью детей.

В чистенькой баньке на полоке устроили постель. Матрас и наволочку набили свежим, душистым сеном. Хлебников просил принести ему букетик васильков, но тем летом в июне их ещё не было.

Чуть больше недели принимала банька своего постояльца. 28 июня 1922 года Велимир Хлебников почил и, как написал на посмертном рисунке Пётр Митурич, последнее его слово было: «Да»…

Похоронили поэта недалеко от Санталово — в деревне Ручьи.

Лауреат Государственной премии СССР, скульптор Вячеслав Михайлович Клыков установил на могиле в Ручьях памятную стелу. Это серая, зеленовато-землистого цвета плита, по её краям символические очертания букв. В полукруглой нише, представляющей небесный свод - фигура обнажённого мальчика, как символ открытости и незащищённости поэзии в этом мире. К груди мальчик прижимает свиток - символ поэзии.

В деревне Ручьи Крестецкого района Новгородской области в 1986 году был открыт музей поэта, здесь проходят ежегодные литературные чтения.

По материалам ]]>http://библиотека-крестцы.рф]]>

 

]]>]]>